Особый взгляд Каннского фестиваля.
Особый взгляд Каннского фестиваля. Особый взгляд Каннского фестиваля. Особый взгляд Каннского фестиваля.
«Скандинавская семья, отдыхая в Альпах, становится свидетелем стреминельного схода горной лавины. У родителей возникает одна и та же сигнальная вспышка: SOS, Save Our Souls, спасите наши души!
Но расшифровки сигнала разные: для мамы «спасите наши души» означает «спасите наших детей», а для папы – «спасите мой iPhone»...
«...К обычному перед лицом летящей лавины внутреннему зову главного героя «спасайся, кто может!» добавляется не менее зычный вопль «спасай, ЧТО можешь!». И самым – на уровне подсознания – важным оказывается желание спасти не собственных детей – с ними он бросил и красавицу-жену – а... мобильный телефон. Что это - случайный, инстинктивный жест? гаджетовая зависимость? высшее проявление консьюмеризма? Далее героям приходится спасать семью и свои отношения, рушащиеся со
скоростью снежной лавины...»
Рецензия нашего зрителя
Рецензия нашего зрителя Рецензия нашего зрителяСцены из супружеской жизни в горах
Сцены из супружеской жизни в горахСравнение фильма "Форс-мажор" Рубена Эстлунда с классической лентой Ингмара Бергмана напрашивается само собой. Тем более что обе картины родом из Швеции. Возможно, речь идет о целом национальном жанре под названием "кино о семейном кризисе". Правда, есть еще "Исчезнувшая" Дэвида Финчера, но там эта тема реализуется в форме триллера, увлекательного и жутковатого. А здесь мы имеем дело с неторопливой, герметичной и довольно некомфортной историей, где место действия и визуальный ряд только подчеркивают психологическое состояние героев, зашедших в тупик и запутавшихся в самих себе.
Сравнение фильма "Форс-мажор" Рубена Эстлунда с классической лентой Ингмара Бергмана напрашивается само собой. Тем более что обе картины родом из Швеции. Возможно, речь идет о целом национальном жанре под названием "кино о семейном кризисе". Правда, есть еще "Исчезнувшая" Дэвида Финчера, но там эта тема реализуется в форме триллера, увлекательного и жутковатого. А здесь мы имеем дело с неторопливой, герметичной и довольно некомфортной историей, где место действия и визуальный ряд только подчеркивают психологическое состояние героев, зашедших в тупик и запутавшихся в самих себе.Томас и Эбба на первый взгляд вполне счастливые родители двух замечательных детей, девочки и мальчика. Идея всей семьей провести отпуск на горнолыжном курорте кажется отличной, но именно там отношения супругов проходят серьезную проверку на прочность. Катализатором безрадостной череды событий становится искусственно вызванная лавина, которую наблюдают супруги, обедая в ресторане на склоне горы после утренних покатушек. В какой-то момент кажется, что она накроет героев, и Томас, бросив жену с детьми, бросается наутек…
Томас и Эбба на первый взгляд вполне счастливые родители двух замечательных детей, девочки и мальчика. Идея всей семьей провести отпуск на горнолыжном курорте кажется отличной, но именно там отношения супругов проходят серьезную проверку на прочность. Катализатором безрадостной череды событий становится искусственно вызванная лавина, которую наблюдают супруги, обедая в ресторане на склоне горы после утренних покатушек. В какой-то момент кажется, что она накроет героев, и Томас, бросив жену с детьми, бросается наутек…Мог ли один малодушный поступок главы семейства стать причиной трещины в благополучном браке или эта трещина возникла давно, но только сейчас дала о себе знать? Томас и Эбба и сами этого не понимают, не узнавая самих себя в новой ситуации. Но просто взять и не заметить этого не получается, как нельзя просто так покинуть тесный номер горного отеля или снять тяжелые, неудобные лыжные ботинки.
Мог ли один малодушный поступок главы семейства стать причиной трещины в благополучном браке или эта трещина возникла давно, но только сейчас дала о себе знать? Томас и Эбба и сами этого не понимают, не узнавая самих себя в новой ситуации. Но просто взять и не заметить этого не получается, как нельзя просто так покинуть тесный номер горного отеля или снять тяжелые, неудобные лыжные ботинки.Перед растерявшейся парой то и дело возникают разного рода искушения, как будто подсказывающие выход. То это знакомка Эббы, для которой замужество и маленькие дети – вовсе не причина отказываться от мимолетных курортных романов. То это разведенный друг Томаса, поселившийся через номер от него с молоденькой подружкой. Томасу и невдомек, что у этих двоих тоже не все гладко.
Перед растерявшейся парой то и дело возникают разного рода искушения, как будто подсказывающие выход. То это знакомка Эббы, для которой замужество и маленькие дети – вовсе не причина отказываться от мимолетных курортных романов. То это разведенный друг Томаса, поселившийся через номер от него с молоденькой подружкой. Томасу и невдомек, что у этих двоих тоже не все гладко.Живописные горные пейзажи, уединенный отель, спуски по заснеженным склонам, на которых Рубен Эстлунд собаку съел на заре карьеры, - все это приобретает и для героев "Форс-мажора", и для его зрителей совершенно новое значение. Шикарный курорт превращается в клаустрофобическую ловушку, снежные дали только подчеркивают одиночество и растерянность героев. Неудобная экипировка, путающиеся лыжи и палки визуализируют душевный разлад персонажей.
Живописные горные пейзажи, уединенный отель, спуски по заснеженным склонам, на которых Рубен Эстлунд собаку съел на заре карьеры, - все это приобретает и для героев "Форс-мажора", и для его зрителей совершенно новое значение. Шикарный курорт превращается в клаустрофобическую ловушку, снежные дали только подчеркивают одиночество и растерянность героев. Неудобная экипировка, путающиеся лыжи и палки визуализируют душевный разлад персонажей.Стать на сторону кого-то из супругов, признать Томаса абсолютно виноватым, а Эббу абсолютно правой невозможно. Тем более когда сама Эбба в приступе страха готова бросить мужа и детей в опасности, пусть и мнимой. Они оба одновременно и очень симпатичные ребята, и жалкие, отталкивающие кривляки.
Стать на сторону кого-то из супругов, признать Томаса абсолютно виноватым, а Эббу абсолютно правой невозможно. Тем более когда сама Эбба в приступе страха готова бросить мужа и детей в опасности, пусть и мнимой. Они оба одновременно и очень симпатичные ребята, и жалкие, отталкивающие кривляки.В какой-то момент кажется, что режиссер вот-вот констатирует всеобщее человеческое обмельчание, но эта тема не получает развития. Эстлунд милостив к зрителю и пока что предлагает разочароваться только в идее идеального брака.
В какой-то момент кажется, что режиссер вот-вот констатирует всеобщее человеческое обмельчание, но эта тема не получает развития. Эстлунд милостив к зрителю и пока что предлагает разочароваться только в идее идеального брака.Для тех, кто уже много лет ведет супружескую жизнь, этот фильм может стать серьезной терапией отношений. Напротив, одинокие сердца лишний раз убедятся в преимуществах холостого существования. Потому что выход, который автор "Форс-мажора" предлагает своим героям, едва ли можно назвать блестящим, но это единственно возможный выход, позволяющий сохранить семью. Или хотя бы ее видимость.
Для тех, кто уже много лет ведет супружескую жизнь, этот фильм может стать серьезной терапией отношений. Напротив, одинокие сердца лишний раз убедятся в преимуществах холостого существования. Потому что выход, который автор "Форс-мажора" предлагает своим героям, едва ли можно назвать блестящим, но это единственно возможный выход, позволяющий сохранить семью. Или хотя бы ее видимость.Руслан Сафин
Руслан Сафин Руслан Сафин