«Белая лента» — аскетичная черно-белая притча о цикличности зла, природе человека и устройстве общества и история злоключений вымышленной немецкой деревни накануне Первой мировой войны. На фоне квазидетективной интриги и окутанных тайнами событий разворачивается становление нового поколения и трагедия народа, над которым висит неумолимый рок. Известный циник и провокатор, Ханеке не стесняется задавать неудобные вопросы: каковы последствия подавления свободы и индивидуальности? Какой мрак таится за поверхностным благополучием? Как абсолютные ценности эволюционируют в опасную идеологию?
Эстетика фильма предельно лаконична, но ему и не нужна вычурность: медленный ритм, отстраненный закадровый голос и монохромная палитра задают исторический контекст и вместе с тем сохраняют необходимую дистанцию для восприятия. Многофигурная композиция, отсылающая к большому роману, разыграна блестящим актерским составом, значительную часть которого составили дети. «Белая лента» одновременно предостерегает и выносит приговор, говорит о двуличии и напускной добродетельности, показывает власть, авторитарные установки и насилие как неизбежные спутники человеческой натуры. Вероятно, это важнейшее высказывание в богатой фильмографии Михаэля Ханеке, мгновенно ставшее современной классикой и не теряющее сокрушительной силы своего воздействия на зрителей.