Новый чёрный фильм.
Как театральный режиссер, Гырдев очень динамичен, достаточно посмотреть трейлер его "Короля Лира" на YouTube, чтобы почувствовать, какая со сцены прёт энергетика. Теперь, выйдя за пределы сцены и получив новые средства выражения, режиссер сознательно ограничивает свою свободу, дозируя ее в разумных пределах. Длинные планы, камера местами словно привязанная на резинке, чуть затянутые монологи, изысканно загадочные ракурсы
(
Денис Мустафин, Восток-Информ, 22.05.2009
)
Неонуар из Болгарии, снятый на одном дыхании, с черным юмором и комиксово-мультяшным ритмом в духе "Ну погоди!", кажется чем-то невероятным. Самая главная очевидность и невероятность заключается в том, что со времен Хитиловой никто из режиссеров стран бывшего совблока настолько разудалого кино не снимал. Были, конечно же, румыны с их новым словом в искренней чернухе (или чернушной искренности), вот только их бодрыми назвать как-то не поворачивается язык. ( Дмитрий Карапюк, MapType, 21.05.2009 )
Явор Гырдев, будучи образованным театральным режиссером, отлично понимал, что именно делает. И, не в пример некоторым российским режиссерам, отстаивающих реальность своих фантазмов, на вопросы отвечал без понтов и лапши на уши не вешал. Вот два фрагмента нашего разговора: "Конечно, никакого реализма в фильме нет — мы с Владиславом Тодоровым (автором сценария — прим. ред.) сразу решили, что жанром фильма будет черно-белый "нуар". Он гипертрофирует и, как выражался ваш Шкловский, "остранняет" действительность. Рефлексирующие преступники нетипичны. Таковы требования канона – пусть будет выдумано, но, как у вас говорят, круто". А когда я спросил, как соотносится его мировоззрение со взглядом на мир его героев, сказал: "Это их свойство и следствие жанра, а не моего личного мировосприятия. Я не нигилист и не циник". ( Виктор Матизен, Синематека, 20.05.2009 )
Не случайно в начале фильма белым по черному приводится два определения (как слова Pulp) слова Zift, одно из которых – "гудрон", второе – "говно".
Далее "говно" будет упоминаться не раз и не два, всякий раз снижая патетику социалистической и нуарной линий. Обе имеют формообразующее для сюжета значение, однако ни одна из линий не доминирует, оставляя ощущение некоего вакуума, который следует наполнить самостоятельно, сложив во что получится раскиданные приметы, цитаты, смыслы.
(
Александр Зубков, Видео.ру, 20.05.2009
)
Деточкин-нуар
Снял это чудо театральный режиссер Явор Гырдев, это его первый фильм, и даже если вдруг он окажется последним, у него есть отличный шанс попасть в учебник. Знатоки пишут, что он использовал три типа пленки — одну для событий, одну для флэшбэков, одну для вранья. Он собрал дичайший саундтрек из советских песен — идеальная музыка для обысков, построений и вечернего культурного отдыха, гораздо лучше и универсальнее, чем даже оперы Вагнера.
(
Семен Кваша, Фильм.ру, 18.05.2009
)
Но самое интересное в картине — это все же мастерское взаимопроникновение разных реальностей: от живущих в воспоминаниях картин довоенной Софии до фантазий, которые герой лелеет в своем тюремном воображении. По сути, весь "Дзифт"— это сплошная галлюцинация, страшный и прекрасный сон, который приснился где-то кому-то и превратился в нечто столь же неожиданное и невозможное для международной публики, как румынский сайенс-фикшн или русская комедия. ( Андрей Плахов, Коммерсантъ-Weekend, 15.05.2009 )
Своим юношеским, немного бестолковым энтузиазмом "Дзифт" похож на наше кино второй половины 80-х: тогда люди вроде Евгения Иванова ("Никотин") и Рашида Нугманова ("Игла") тоже переживали стадию радостного увлечения репертуаром Музея кино, а уходящая советская фактура уже не была заряжена имперским пафосом, а одним только идиотизмом. На идиотизме "Дзифт" во многом и выезжает — попурри из киностарья было бы еще одной посредственной шуткой для своих, не будь все эти цитаты растворены в странненьком, прохановского разлива соцарте. ( Василий Корецкий, Time-out, 13.05.2009 )
Жирная черная линия
Как и его татуированный бритый персонаж, чей культурный опыт исчерпывается вызубренным в камере "Кандидом" и словарем иностранных слов (которым с приходом социализма заменили тюремную Библию), дебютирующий в кино театральный режиссер Гырдев, на сцене ставивший Вайса и МакДонаха, тоже выглядит варваром, выпрыгнувшим на свежий воздух из каменного мешка три на четыре. Нуаровский стандарт (плюс конкретный сюжет классического "Мертв по прибытии" Рудольфа Мате, где за полвека до "Адреналина" и прочих были показаны приключения мертвеца в поисках причин собственной смерти) и ядреная соцартовская эстетика в его фильме не скомбинированы, не скрещены, а с размаху стукнуты друг о друга — тупо, зло и с такой силой, что с экрана полтора часа сыплются искры.
(
Роман Волобуев, Афиша, 11.05.2009
)
Новый чёрный фильм.
Как театральный режиссер, Гырдев очень динамичен, достаточно посмотреть трейлер его "Короля Лира" на YouTube, чтобы почувствовать, какая со сцены прёт энергетика. Теперь, выйдя за пределы сцены и получив новые средства выражения, режиссер сознательно ограничивает свою свободу, дозируя ее в разумных пределах. Длинные планы, камера местами словно привязанная на резинке, чуть затянутые монологи, изысканно загадочные ракурсы
(
Денис Мустафин, Восток-Информ, 22.05.2009
)
Неонуар из Болгарии, снятый на одном дыхании, с черным юмором и комиксово-мультяшным ритмом в духе "Ну погоди!", кажется чем-то невероятным. Самая главная очевидность и невероятность заключается в том, что со времен Хитиловой никто из режиссеров стран бывшего совблока настолько разудалого кино не снимал. Были, конечно же, румыны с их новым словом в искренней чернухе (или чернушной искренности), вот только их бодрыми назвать как-то не поворачивается язык. ( Дмитрий Карапюк, MapType, 21.05.2009 )
Неонуар из Болгарии, снятый на одном дыхании, с черным юмором и комиксово-мультяшным ритмом в духе "Ну погоди!", кажется чем-то невероятным. Самая главная очевидность и невероятность заключается в том, что со времен Хитиловой никто из режиссеров стран бывшего совблока настолько разудалого кино не снимал. Были, конечно же, румыны с их новым словом в искренней чернухе (или чернушной искренности), вот только их бодрыми назвать как-то не поворачивается язык. ( Неонуар из Болгарии, снятый на одном дыхании, с черным юмором и комиксово-мультяшным ритмом в духе "Ну погоди!", кажется чем-то невероятным. Самая главная очевидность и невероятность заключается в том, что со времен Хитиловой никто из режиссеров стран бывшего совблока настолько разудалого кино не снимал. Были, конечно же, румыны с их новым словом в искренней чернухе (или чернушной искренности), вот только их бодрыми назвать как-то не поворачивается язык. ( Неонуар из Болгарии, снятый на одном дыхании, с черным юмором и комиксово-мультяшным ритмом в духе "Ну погоди!", кажется чем-то невероятным. Самая главная очевидность и невероятность заключается в том, что со времен Хитиловой никто из режиссеров стран бывшего совблока настолько разудалого кино не снимал. Были, конечно же, румыны с их новым словом в искренней чернухе (или чернушной искренности), вот только их бодрыми назвать как-то не поворачивается язык. Дмитрий Карапюк, MapType, 21.05.2009 )Явор Гырдев, будучи образованным театральным режиссером, отлично понимал, что именно делает. И, не в пример некоторым российским режиссерам, отстаивающих реальность своих фантазмов, на вопросы отвечал без понтов и лапши на уши не вешал. Вот два фрагмента нашего разговора: "Конечно, никакого реализма в фильме нет — мы с Владиславом Тодоровым (автором сценария — прим. ред.) сразу решили, что жанром фильма будет черно-белый "нуар". Он гипертрофирует и, как выражался ваш Шкловский, "остранняет" действительность. Рефлексирующие преступники нетипичны. Таковы требования канона – пусть будет выдумано, но, как у вас говорят, круто". А когда я спросил, как соотносится его мировоззрение со взглядом на мир его героев, сказал: "Это их свойство и следствие жанра, а не моего личного мировосприятия. Я не нигилист и не циник". ( Виктор Матизен, Синематека, 20.05.2009 )
Явор Гырдев, будучи образованным театральным режиссером, отлично понимал, что именно делает. И, не в пример некоторым российским режиссерам, отстаивающих реальность своих фантазмов, на вопросы отвечал без понтов и лапши на уши не вешал. Вот два фрагмента нашего разговора: "Конечно, никакого реализма в фильме нет — мы с Владиславом Тодоровым (автором сценария — прим. ред.) сразу решили, что жанром фильма будет черно-белый "нуар". Он гипертрофирует и, как выражался ваш Шкловский, "остранняет" действительность. Рефлексирующие преступники нетипичны. Таковы требования канона – пусть будет выдумано, но, как у вас говорят, круто". А когда я спросил, как соотносится его мировоззрение со взглядом на мир его героев, сказал: "Это их свойство и следствие жанра, а не моего личного мировосприятия. Я не нигилист и не циник". ( Явор Гырдев, будучи образованным театральным режиссером, отлично понимал, что именно делает. И, не в пример некоторым российским режиссерам, отстаивающих реальность своих фантазмов, на вопросы отвечал без понтов и лапши на уши не вешал. Вот два фрагмента нашего разговора: "Конечно, никакого реализма в фильме нет — мы с Владиславом Тодоровым (автором сценария — прим. ред.) сразу решили, что жанром фильма будет черно-белый "нуар". Он гипертрофирует и, как выражался ваш Шкловский, "остранняет" действительность. Рефлексирующие преступники нетипичны. Таковы требования канона – пусть будет выдумано, но, как у вас говорят, круто". А когда я спросил, как соотносится его мировоззрение со взглядом на мир его героев, сказал: "Это их свойство и следствие жанра, а не моего личного мировосприятия. Я не нигилист и не циник". ( Явор Гырдев, будучи образованным театральным режиссером, отлично понимал, что именно делает. И, не в пример некоторым российским режиссерам, отстаивающих реальность своих фантазмов, на вопросы отвечал без понтов и лапши на уши не вешал. Вот два фрагмента нашего разговора: "Конечно, никакого реализма в фильме нет — мы с Владиславом Тодоровым (автором сценария — прим. ред.) сразу решили, что жанром фильма будет черно-белый "нуар". Он гипертрофирует и, как выражался ваш Шкловский, "остранняет" действительность. Рефлексирующие преступники нетипичны. Таковы требования канона – пусть будет выдумано, но, как у вас говорят, круто". А когда я спросил, как соотносится его мировоззрение со взглядом на мир его героев, сказал: "Это их свойство и следствие жанра, а не моего личного мировосприятия. Я не нигилист и не циник". Виктор Матизен, Синематека, 20.05.2009 )
Не случайно в начале фильма белым по черному приводится два определения (как слова Pulp) слова Zift, одно из которых – "гудрон", второе – "говно".
Далее "говно" будет упоминаться не раз и не два, всякий раз снижая патетику социалистической и нуарной линий. Обе имеют формообразующее для сюжета значение, однако ни одна из линий не доминирует, оставляя ощущение некоего вакуума, который следует наполнить самостоятельно, сложив во что получится раскиданные приметы, цитаты, смыслы.
(
Александр Зубков, Видео.ру, 20.05.2009
)
Деточкин-нуар
Снял это чудо театральный режиссер Явор Гырдев, это его первый фильм, и даже если вдруг он окажется последним, у него есть отличный шанс попасть в учебник. Знатоки пишут, что он использовал три типа пленки — одну для событий, одну для флэшбэков, одну для вранья. Он собрал дичайший саундтрек из советских песен — идеальная музыка для обысков, построений и вечернего культурного отдыха, гораздо лучше и универсальнее, чем даже оперы Вагнера.
(
Семен Кваша, Фильм.ру, 18.05.2009
)
Но самое интересное в картине — это все же мастерское взаимопроникновение разных реальностей: от живущих в воспоминаниях картин довоенной Софии до фантазий, которые герой лелеет в своем тюремном воображении. По сути, весь "Дзифт"— это сплошная галлюцинация, страшный и прекрасный сон, который приснился где-то кому-то и превратился в нечто столь же неожиданное и невозможное для международной публики, как румынский сайенс-фикшн или русская комедия. ( Андрей Плахов, Коммерсантъ-Weekend, 15.05.2009 )
Но самое интересное в картине — это все же мастерское взаимопроникновение разных реальностей: от живущих в воспоминаниях картин довоенной Софии до фантазий, которые герой лелеет в своем тюремном воображении. По сути, весь "Дзифт"— это сплошная галлюцинация, страшный и прекрасный сон, который приснился где-то кому-то и превратился в нечто столь же неожиданное и невозможное для международной публики, как румынский сайенс-фикшн или русская комедия. ( Но самое интересное в картине — это все же мастерское взаимопроникновение разных реальностей: от живущих в воспоминаниях картин довоенной Софии до фантазий, которые герой лелеет в своем тюремном воображении. По сути, весь "Дзифт"— это сплошная галлюцинация, страшный и прекрасный сон, который приснился где-то кому-то и превратился в нечто столь же неожиданное и невозможное для международной публики, как румынский сайенс-фикшн или русская комедия. ( Но самое интересное в картине — это все же мастерское взаимопроникновение разных реальностей: от живущих в воспоминаниях картин довоенной Софии до фантазий, которые герой лелеет в своем тюремном воображении. По сути, весь "Дзифт"— это сплошная галлюцинация, страшный и прекрасный сон, который приснился где-то кому-то и превратился в нечто столь же неожиданное и невозможное для международной публики, как румынский сайенс-фикшн или русская комедия. Андрей Плахов, Коммерсантъ-Weekend, 15.05.2009 )Своим юношеским, немного бестолковым энтузиазмом "Дзифт" похож на наше кино второй половины 80-х: тогда люди вроде Евгения Иванова ("Никотин") и Рашида Нугманова ("Игла") тоже переживали стадию радостного увлечения репертуаром Музея кино, а уходящая советская фактура уже не была заряжена имперским пафосом, а одним только идиотизмом. На идиотизме "Дзифт" во многом и выезжает — попурри из киностарья было бы еще одной посредственной шуткой для своих, не будь все эти цитаты растворены в странненьком, прохановского разлива соцарте. ( Василий Корецкий, Time-out, 13.05.2009 )
Своим юношеским, немного бестолковым энтузиазмом "Дзифт" похож на наше кино второй половины 80-х: тогда люди вроде Евгения Иванова ("Никотин") и Рашида Нугманова ("Игла") тоже переживали стадию радостного увлечения репертуаром Музея кино, а уходящая советская фактура уже не была заряжена имперским пафосом, а одним только идиотизмом. На идиотизме "Дзифт" во многом и выезжает — попурри из киностарья было бы еще одной посредственной шуткой для своих, не будь все эти цитаты растворены в странненьком, прохановского разлива соцарте. ( Своим юношеским, немного бестолковым энтузиазмом "Дзифт" похож на наше кино второй половины 80-х: тогда люди вроде Евгения Иванова ("Никотин") и Рашида Нугманова ("Игла") тоже переживали стадию радостного увлечения репертуаром Музея кино, а уходящая советская фактура уже не была заряжена имперским пафосом, а одним только идиотизмом. На идиотизме "Дзифт" во многом и выезжает — попурри из киностарья было бы еще одной посредственной шуткой для своих, не будь все эти цитаты растворены в странненьком, прохановского разлива соцарте. ( Своим юношеским, немного бестолковым энтузиазмом "Дзифт" похож на наше кино второй половины 80-х: тогда люди вроде Евгения Иванова ("Никотин") и Рашида Нугманова ("Игла") тоже переживали стадию радостного увлечения репертуаром Музея кино, а уходящая советская фактура уже не была заряжена имперским пафосом, а одним только идиотизмом. На идиотизме "Дзифт" во многом и выезжает — попурри из киностарья было бы еще одной посредственной шуткой для своих, не будь все эти цитаты растворены в странненьком, прохановского разлива соцарте. Василий Корецкий, Time-out, 13.05.2009 )
Жирная черная линия
Как и его татуированный бритый персонаж, чей культурный опыт исчерпывается вызубренным в камере "Кандидом" и словарем иностранных слов (которым с приходом социализма заменили тюремную Библию), дебютирующий в кино театральный режиссер Гырдев, на сцене ставивший Вайса и МакДонаха, тоже выглядит варваром, выпрыгнувшим на свежий воздух из каменного мешка три на четыре. Нуаровский стандарт (плюс конкретный сюжет классического "Мертв по прибытии" Рудольфа Мате, где за полвека до "Адреналина" и прочих были показаны приключения мертвеца в поисках причин собственной смерти) и ядреная соцартовская эстетика в его фильме не скомбинированы, не скрещены, а с размаху стукнуты друг о друга — тупо, зло и с такой силой, что с экрана полтора часа сыплются искры.
(
Роман Волобуев, Афиша, 11.05.2009
)