Уникальный анимационный проект, объединивший лучших художников в жанре комиксов. Впервые им было предложено «выложить» на кинопленку мурашки по коже, обнаженные нервы и дрожь потных рук – все, что связано с самым древним человеческим страхом – страхом темноты.
Прикосновение паучьих лапок, странные звуки в пустом доме, ощущение чужого присутствия и собачий вой в тишине ночи… Стильный черно-белый кошмар, который не стоит смотреть в одиночестве на сон грядущий.
Воодушевившись успехом киноальманахов а-ля «Париж, я тебя люблю», французские продюсеры Валери Шерманн и Кристоф Янкович решили контратаковать, запустив в производство анимационный альманах о человеческих страхах, порождаемых темнотой. На помощь был призван внушительный десант из шести боеспособных единиц. Условия: черно-белое изображение и максимально мрачная атмосфера.
Каждая новелла – большой отдельный разговор. Пытаться выделить кого-то отдельно – задача решаемая, но совсем неочевидная. Интересен прежде всего подход, когда очень разные по стилю исполнения истории рождают желанное настроение: если не страха, то подсознательной тревоги. Все слагаемые альманаха (кафкианская история про выращивание в собственном теле насекомых рассказ о поиске загадочного существа, убивающего население маленькой деревушки фрейдистские аниме-инсинуации про нравы школьников младших классов живописная прогулка страшного гвардейца и его верных псов, жаждущих разорвать любого встречного полуанекдотическая история про мужика и спички в доме без света графические абстрактные зарисовки с монотонным закадровым бубнением на самые разные темы), как разнополые близнецы: вроде и сходство очевидно, но разница ещё более того.
Не стоит и говорить, «Страх(и) темноты» – анимация не для детей. И даже не для подростков. Французский альманах – забава для любителей фестивальной кухни. Такое по телевизору не покажут. Но, в сущности, всё это мелочи. Очевидный нонконформизм проекта вряд ли способен как привлечь, так и отпугнуть потенциального зрителя. Вся прелесть здесь не в содержании, а в форме. В том смысле, что перед нами блистательные по исполнению истории, и только потом идейные веяния, которые контрабандой проникнут в подкорку смотрящих.
Способны ли «Страх(и) темноты» напугать? Навряд ли. Думается, режиссёры альманаха и не ставили перед собой такой задачи. Но во время просмотра к удовольствию от крепко сделанной работы (нарисовано-то всё просто чудесно) примешивается чувство гнетущего неуюта. Неприятно, неудобно, а оторваться невозможно. Этакий мазохизм в черно-белых тонах. Покажи такое в «Спокойной ночи, малыши» и конец всему. Ан нет. Апокалипсис вновь откладывается…
Способны ли «Страх(и) темноты» напугать? Навряд ли. Думается, режиссёры альманаха и не ставили перед собой такой задачи. Но во время просмотра к удовольствию от крепко сделанной работы (нарисовано-то всё просто чудесно) примешивается чувство гнетущего неуюта. Неприятно, неудобно, а оторваться невозможно. Этакий мазохизм в черно-белых тонах. Покажи такое в «Спокойной ночи, малыши» и конец всему. Ан нет. Апокалипсис вновь откладывается…