УНЕСЕННЫЙ ВЕТРОМ АНГЕЛ (интервью с Франсуа Озоном)
Его фильмы гремят на фестивалях в Канне, Венеции, Берлине, Сан-Себастьяне. Его сравнивают c Бунюэлем, Годаром, Антониони. Критики
говорят об особой «зоне Озона», которую сорокалетний режиссер занял в мировом кинематографе. «Ангел» — первый костюмно-исторический фильм культового бытописателя современности Франсуа Озона. Как этот стилист-минималист сможет развернуться в самом начале прошлого века? Очевидно, что ждать кринолинов не приходится. «Многие считают исторические фильмы устаревшими и академическими. Я хотел сломать этот стереотип», — провозглашает Франсуа Озон.
- «Ангел» — экранизация книги Элизабет Тейлор. Что побудило вас обратиться к этому произведению?
- Я прочитал эту книгу пять-шесть лет назад, причем с огромным интересом, просто проглотил в один присест и буквально влюбился в героиню романа, писательницу Энджел. Тогда же пришла мысль, что было бы здорово сделать эпический фильм в традициях мелодрам 30-40-х годов, где рассказывается о взлете и падении яркого героя.
- Вам уже приходилось создавать на экране портрет женщины-писателя в триллере «Бассейн»…
- В то время я чувствовал, что еще не готов к «Ангелу». Но «Бассейн» позволил мне затронуть некоторые темы, которые позже были раскрыты и в «Ангеле». Это взаимоотношения писателя и издателя, противостояние вымысла и реальности, источники творческого воображения и определенные аспекты культуры Великобритании. Но через несколько лет я вдруг понял, что готов взяться за роман Элизабет Тейлор.
- В экранизации сложного классического английского материала приняли участие британские актеры Ромола Гарай, Шарлотта Рэмплинг, Люси Рассел, Майкл Фассбендер…
- Да, и могу сказать, что французские актеры работают по принципу «день за днем», английские же — бегуны на длинные дистанции. Было приятно видеть трудолюбивых, ответственных исполнителей. Каждый день Ромола Гарай, исполнительница роли Энджел, должна была играть масштабную сцену, погружаясь в широкий диапазон эмоций, но она не уставала, фанатично выполняла свою работу и не жаловалась. Сцены не всегда снимались в хронологическом порядке, но Гарай всегда была готова облечься в образ своей героини, причем в разных возрастах, меняя интонации, манеры, настроения в зависимости от эпизода.
- Как проходил кастинг? Что заставило вас выбрать Ромолу Гарай?
- В Голливуде к таким историям подходят как, написанным специально «под звезд». Одна американская студия заинтересовалась фильмом, но поставила условие: сценарий будет писать американский сценарист в течение года, а в финале — хеппи-энд. Под эти условия мне обещали американскую звезду! Но я решил идти своим путем с менее звездными актерами и более скромным бюджетом.
Ромола Гарай удивительно тонко поняла образ Энджел. Она не испугалась в ней гротескных черт. Своими большими, мечтательными детскими глазами Гарай придала своей героине очарование и наивность.
- Майкл Фассбендер, который играет художника Эсме, — настоящее открытие фильма.
- Для того чтобы современные зрители восприняли Энджел и Эсме как пару, между актерами должно было возникнуть сильное притяжение. Молодой художник должен был быть естественным, чувственным, харизматичным, дерзким. Майкл Фассбендер обладает всеми этими качествами, в нем тонко сочетаются ирония и брутальная сила.
- А как прошла новая встреча с Шарлоттой Рэмплинг?
- До «Ангела» я дважды работал с Шарлоттой, в «Бассейне» и «Под песком». У нас с ней сложились милые приятельские отношения. В «Ангеле» Ремплинг сыграла небольшую, но яркую роль жены издателя, Гермионы, героини, которая воплощает в себе скепсис зрителей в отношении Энджел.
- Как вы искали эмоциональный баланс в музыке?
- В голове у меня звучала музыка Фрэнка Скиннера, который писал для мелодрам Дугласа Сирка в Universal. Я даже пытался использовать некоторые мотивы Скиннера, когда мы приступили к монтажу. Эта музыка великолепно подходила к картине, но потом я понял, что для современной аудитории она покажется устаревшей. И я попросил композитора Филиппа Ромби взять основной темой саундтрека мелодраматическую музыку Скиннера. Ромби не побоялся смешать лиризм этой музыки с темой сложной мелодии, которая отражает тайные помыслы героини и способствует раскрытию ее образа — образа неоднозначного, удивительного, очаровывающего...
Беседовала Клэр ВАССЕ