Тони Коллетт, Эдди Редмэйн, Том Старридж, Кэтрин Брэдшоу, Кэйт Мэберли, Патрик Малахайд, Ричард Роксберг, Лайэм МакКенна, Джон Овертон
2 фото
«Фильм для потомков тамплиеров»
Первый художественный фильм австралийского дебютанта Грегори Рида – это мистический триллер, отдающий дань сегодняшней (а впрочем, всегдашней) моде на оккультизм. Множество загадок, не имеющих внятных объяснений, отсылки к средневековым христианским ересям и рыцарским орденам, магические эмблемы, телепатия, некрофилия – одним словом, полный набор для начинающего эзотерика. Но вот что удивительно: явное желание соответствовать вкусам современного зрителя не убило в картине Рида дух свежести и новизны. Перед нами оригинальный вариант американской «Сделки с дьяволом», родившийся на британской и австралийской почве. Художественная тонкость и интеллектуальное наполнение приближают «Читая мысли» к известной экранизации рассказов Эдгара По «Три шага в бреду» 68-го года.
Первый художественный фильм австралийского дебютанта Грегори Рида – это мистический триллер, отдающий дань сегодняшней (а впрочем, всегдашней) моде на оккультизм. Множество загадок, не имеющих внятных объяснений, отсылки к средневековым христианским ересям и рыцарским орденам, магические эмблемы, телепатия, некрофилия – одним словом, полный набор для начинающего эзотерика. Но вот что удивительно: явное желание соответствовать вкусам современного зрителя не убило в картине Рида дух свежести и новизны. Перед нами оригинальный вариант американской «Сделки с дьяволом», родившийся на британской и австралийской почве. Художественная тонкость и интеллектуальное наполнение приближают «Читая мысли» к известной экранизации рассказов Эдгара По «Три шага в бреду» 68-го года.
История в картине развивается сразу в двух временах. В полиции психолог Салли допрашивает школьника Алекса, продираясь сквозь экскурсы в историю катаров. Отвлекаясь от последних, Алекс рассказывает странные вещи об убитом однокласснике, а перед зрителем одновременно оживает его рассказ. Рассказ о мальчике Найджеле, который однажды появился в колледже и взялся измываться над Алексом: препарировал дохлых крыс и милых девушек, подсовывал однокласснику отрубленные руки и эзотерическую литературу, а под конец окрестил Алекса подлой кличкой Валет. И главное, все время твердил, что они, Алекс и Найджел, избранные. Бедная Салли то верит подозреваемому, то мучается сомнениями, то, демонстрируя нелегкий характер, препирается со следователем МакКензи. А у следователя неожиданно обнаруживается на зажигалке та же эмблема ордена нео-тамплиеров, что и у убитого Найджела в его психоделическом дневнике. В общем, полная путаница. Или, другими словами, «таинственная атмосфера», отсылающая к творчеству самого загадочного американского писателя.
История в картине развивается сразу в двух временах. В полиции психолог Салли допрашивает школьника Алекса, продираясь сквозь экскурсы в историю катаров. Отвлекаясь от последних, Алекс рассказывает странные вещи об убитом однокласснике, а перед зрителем одновременно оживает его рассказ. Рассказ о мальчике Найджеле, который однажды появился в колледже и взялся измываться над Алексом: препарировал дохлых крыс и милых девушек, подсовывал однокласснику отрубленные руки и эзотерическую литературу, а под конец окрестил Алекса подлой кличкой Валет. И главное, все время твердил, что они, Алекс и Найджел, избранные. Бедная Салли то верит подозреваемому, то мучается сомнениями, то, демонстрируя нелегкий характер, препирается со следователем МакКензи. А у следователя неожиданно обнаруживается на зажигалке та же эмблема ордена нео-тамплиеров, что и у убитого Найджела в его психоделическом дневнике. В общем, полная путаница. Или, другими словами, «таинственная атмосфера», отсылающая к творчеству самого загадочного американского писателя.
Имя Эдгара Аллана По звучит в фильме на одном из уроков литературы, и звучит не случайно. Разрабатывая тему тайного ордена, ставшего источником мрачных тайн, Рид идет мимо Дэна Брауна с его «Кодом», мимо Умберто Эко (посылая горячий привет «Маятнику Фуко»), прямиком к творчеству По, а конкретно – к рассказу «Вильям Вильсон». Именно этот рассказ, в вольном кинематографическом переложении Луи Малля, и входит, кстати, в кино-сборник «Три шага в бреду». Речь там идет о юноше Вильяме, который еще в школьные годы неудачно обзавелся двойником. Жестокий двойник, носящий к тому же имя главного героя, многие годы изводил Вильяма, подчиняя себе его волю, а в конце концов пал от его же руки. Существовал ли на самом деле второй Вильям и кто кого в результате убил – остается тайной. И как раз эту тайну расследует в фильме «Читая мысли» депрессивная женщина-психолог Салли Роу.
Имя Эдгара Аллана По звучит в фильме на одном из уроков литературы, и звучит не случайно. Разрабатывая тему тайного ордена, ставшего источником мрачных тайн, Рид идет мимо Дэна Брауна с его «Кодом», мимо Умберто Эко (посылая горячий привет «Маятнику Фуко»), прямиком к творчеству По, а конкретно – к рассказу «Вильям Вильсон». Именно этот рассказ, в вольном кинематографическом переложении Луи Малля, и входит, кстати, в кино-сборник «Три шага в бреду». Речь там идет о юноше Вильяме, который еще в школьные годы неудачно обзавелся двойником. Жестокий двойник, носящий к тому же имя главного героя, многие годы изводил Вильяма, подчиняя себе его волю, а в конце концов пал от его же руки. Существовал ли на самом деле второй Вильям и кто кого в результате убил – остается тайной. И как раз эту тайну расследует в фильме «Читая мысли» депрессивная женщина-психолог Салли Роу.
«Читая мысли» носит на себе печать картины-дебюта, со всеми вытекающими из этого плюсами и минусами. С одной стороны, композиционно фильм далек от идеала и перенасыщен отсылками к классике мистического жанра, начиная от фигуры Найджела, смахивающего на Дэмьена-переростка, кончая трупом убитой девушки, подозрительно напоминающим законсервированные жертвы Парфюмера. С другой стороны, фильму присуща покоряющая юношеская серьезность, нашедшая отражение в характере главного героя, Алекса. Эдди Редмейн, только что сыгравший в новом фильме де Ниро, прекрасно совместил в «Читая мысли» простоту актерской игры со сложностью своего персонажа, добившись тем самым полной достоверности. Тони Коллет, которой по фильму выпало его допрашивать, мастерски справилась с ролью психолога, над которым тайны психики постепенно (и довольно мучительно) берут верх. Белая кожа обоих исполнителей (Коллет и Редмейна) превратилась в художественный прием, показанная на фоне мрачных стен колледжа или затхлых подвальных закоулков. Точно такая же прозрачная бледность отличала хозяина дома Ашеров, о падении которого когда-то написал По.
«Читая мысли» носит на себе печать картины-дебюта, со всеми вытекающими из этого плюсами и минусами. С одной стороны, композиционно фильм далек от идеала и перенасыщен отсылками к классике мистического жанра, начиная от фигуры Найджела, смахивающего на Дэмьена-переростка, кончая трупом убитой девушки, подозрительно напоминающим законсервированные жертвы Парфюмера. С другой стороны, фильму присуща покоряющая юношеская серьезность, нашедшая отражение в характере главного героя, Алекса. Эдди Редмейн, только что сыгравший в новом фильме де Ниро, прекрасно совместил в «Читая мысли» простоту актерской игры со сложностью своего персонажа, добившись тем самым полной достоверности. Тони Коллет, которой по фильму выпало его допрашивать, мастерски справилась с ролью психолога, над которым тайны психики постепенно (и довольно мучительно) берут верх. Белая кожа обоих исполнителей (Коллет и Редмейна) превратилась в художественный прием, показанная на фоне мрачных стен колледжа или затхлых подвальных закоулков. Точно такая же прозрачная бледность отличала хозяина дома Ашеров, о падении которого когда-то написал По.
Нельзя сказать, что «Читая мысли» – это яркое начало режиссерской карьеры для Рида. Но это, безусловно, начало интересное. Как минимум, фильм заслуживает внимания, а как максимум – двух или трех просмотров. Потому что с первого раза его поймут разве что наследники тамплиеров, если среди зрителей таковые имеются.