В 1967 году Йорген Лет снял двенадцатиминутный короткометражный фильм «Совершенный человек» (Det Perfekte Menneske — 1967 г.), документ о поведении человека, охватывающий все наиболее важные темы, пронизывающие все творчество Йоргена Лета.
В 2000 году Ларе фон Триер предложил Йоргену Лету снять вместе пять римейков этой картины, причем каждый раз Триер ставил перед ним препятствия, заставляя Лета переосмысливать сюжет и характеры персонажей фильма, сделанного в 1967 году.
Притворяясь наивным антропологом, Лет пытается преодолевать хитроумные препятствия, воздвигаемые перед ним хитрым и коварным Триером. Пять раз Лету приходилось подчиняться приказам Триера, преодолевать вводимые им ограничения и запреты.
Получив очередную разнарядку, постаревший Йорген Лет отправляется на съемки, курсируя между Бомбеем, Гаваной и Порт-о-Пренс, мается, страдает, изворачивается, но каждый раз приволакивает на показ Триеру еще одно "совершенное кино". (Иван Куликов, Кинопарк №1 (104), 01.01.2006)
Повесть о совершенном человеке
Возвращение homo к совершенству было бы его возвращение в состояние первородной глиняной грязи, что и намеревается, но безрезультатно, сделать с рафинированным и пропитанным культурой Летом Триер. Воплощением такого совершенного человека временами пытается стать alter ego Триера — он отправляет Лета на задание, а сам совершает ритуальный упрощенческий жест — усаживается есть ложками черную икру (с точки зрения мифопоэтики, черная икра — противоядие яблоку познания).
(Ксения Владимирова, "Культурный тренажер", 28.09.2005)
Последнее Правило, или Опыт о Совершенном человеке
Что может Автор после того, как написан Совершенный Текст? Как снять новый фильм, если ты уже снял свой Совершенный Фильм? Что такое современность после совершившейся Современности? Как возможно быть в мире и быть во времени, если ты уже совершился, если ты уже Совершенный Человек? Эти отнюдь не выдуманные "все усложняющим" Триером препятствия, которые стоят перед всяким из нас, жителей нового пост-Совершенного мира, разумеется, уже знакомы нам.
(Яна Бражникова, Правая.ru, 11.05.2005)
Полоса препятствий
Триер походит на персонажа Хармса, который сам себя поместил в тесный ящик и запер за собой крышку — чтобы выяснить, кто победит в результате, жизнь или смерть. Побеждает, как известно, жизнь — пусть даже и неизвестным способом.
(Всеволод Бродский, "Эксперт" №16 (463), 25.04.2005)
Пять загадок фон Триера
...Фильмы Лета, которые получились в итоге, — это арт в самом прямом и очевидном значении: произведения, созданные в условиях, искусственнее которых не придумаешь.
(Мария Кувшинова, "Ведомости" №72 (1354), 22.04.2005)
Барьер как трамплин
Ограничения не преграда творчеству. Если, конечно, ты настолько талантлив, чтобы вдохновляться даже от расставленных препятствий. Любой барьер может стать трамплином, а вот полная свобода действий оборачивается сложнейшим испытанием.
(Анна Федина, Известия.Ру, 21.04.2005)
Этот человек ест
Что же касается самого фильма "Пять препятствий", сделанного Ларсом фон Триером о том, как Йорген Лет снимает кино по заданию Ларса фон Триера, то его можно рассматривать (причем с удовольствием) как шахматную партию, разыгранную двумя тонкими игроками. Партию, в которой побеждает Искусство.
(Виктор Матизен, "Новые известия", 21.04.2005)
Получив очередную разнарядку, постаревший Йорген Лет отправляется на съемки, курсируя между Бомбеем, Гаваной и Порт-о-Пренс, мается, страдает, изворачивается, но каждый раз приволакивает на показ Триеру еще одно "совершенное кино". (Иван Куликов, Кинопарк №1 (104), 01.01.2006)
Получив очередную разнарядку, постаревший Йорген Лет отправляется на съемки, курсируя между Бомбеем, Гаваной и Порт-о-Пренс, мается, страдает, изворачивается, но каждый раз приволакивает на показ Триеру еще одно "совершенное кино". (Иван Куликов, Кинопарк №1 (104), 01.01.2006) Получив очередную разнарядку, постаревший Йорген Лет отправляется на съемки, курсируя между Бомбеем, Гаваной и Порт-о-Пренс, мается, страдает, изворачивается, но каждый раз приволакивает на показ Триеру еще одно "совершенное кино".
Повесть о совершенном человеке
Возвращение homo к совершенству было бы его возвращение в состояние первородной глиняной грязи, что и намеревается, но безрезультатно, сделать с рафинированным и пропитанным культурой Летом Триер. Воплощением такого совершенного человека временами пытается стать alter ego Триера — он отправляет Лета на задание, а сам совершает ритуальный упрощенческий жест — усаживается есть ложками черную икру (с точки зрения мифопоэтики, черная икра — противоядие яблоку познания).
(Ксения Владимирова, "Культурный тренажер", 28.09.2005)
Последнее Правило, или Опыт о Совершенном человеке
Что может Автор после того, как написан Совершенный Текст? Как снять новый фильм, если ты уже снял свой Совершенный Фильм? Что такое современность после совершившейся Современности? Как возможно быть в мире и быть во времени, если ты уже совершился, если ты уже Совершенный Человек? Эти отнюдь не выдуманные "все усложняющим" Триером препятствия, которые стоят перед всяким из нас, жителей нового пост-Совершенного мира, разумеется, уже знакомы нам.
(Яна Бражникова, Правая.ru, 11.05.2005)
Полоса препятствий
Триер походит на персонажа Хармса, который сам себя поместил в тесный ящик и запер за собой крышку — чтобы выяснить, кто победит в результате, жизнь или смерть. Побеждает, как известно, жизнь — пусть даже и неизвестным способом.
(Всеволод Бродский, "Эксперт" №16 (463), 25.04.2005)
Пять загадок фон Триера
...Фильмы Лета, которые получились в итоге, — это арт в самом прямом и очевидном значении: произведения, созданные в условиях, искусственнее которых не придумаешь.
(Мария Кувшинова, "Ведомости" №72 (1354), 22.04.2005)
Барьер как трамплин
Ограничения не преграда творчеству. Если, конечно, ты настолько талантлив, чтобы вдохновляться даже от расставленных препятствий. Любой барьер может стать трамплином, а вот полная свобода действий оборачивается сложнейшим испытанием.
(Анна Федина, Известия.Ру, 21.04.2005)
Этот человек ест
Что же касается самого фильма "Пять препятствий", сделанного Ларсом фон Триером о том, как Йорген Лет снимает кино по заданию Ларса фон Триера, то его можно рассматривать (причем с удовольствием) как шахматную партию, разыгранную двумя тонкими игроками. Партию, в которой побеждает Искусство.
(Виктор Матизен, "Новые известия", 21.04.2005)