Фильм Франсуа Озона «8 женщин» начинается отнюдь не с женщин. Он начинается с цветов. 8 цветков, показанных по очереди крупным планом, задают масштаб и логику повествования. Речь пойдет не о несчастной женской доле, не о женской ревности или преданности. Фильм вообще мало пересекается с реальным жизненным опытом, среда фильма – пространство оранжереи, благоухающей и притягивающей взгляд, но, тем не менее, декоративной и искусственной. 8 цветков, рассмотренных под увеличительным стеклом, превращаются в 8 диковинных, почти не земных существ с фиолетовыми прожилками, красными ворсинками, леопардовой сердцевиной, розовым окаймлением и тому подобными интимными деталями. Конечно, оранжерея – это всего лишь метафора, ведь место действия – обычный двухэтажный дом за высоким забором. Но метафора неслучайная, ведь время действия – зима, географическое местоположение трудноопределимо, а дом на краю земли в центре снежной зимы с восемью непохожими друг на друга обитательницами – это уже оранжерея, заботливо собранная и спрятанная коллекция.
Фильм Франсуа Озона «8 женщин» начинается отнюдь не с женщин. Он начинается с цветов. 8 цветков, показанных по очереди крупным планом, задают масштаб и логику повествования. Речь пойдет не о несчастной женской доле, не о женской ревности или преданности. Фильм вообще мало пересекается с реальным жизненным опытом, среда фильма – пространство оранжереи, благоухающей и притягивающей взгляд, но, тем не менее, декоративной и искусственной. 8 цветков, рассмотренных под увеличительным стеклом, превращаются в 8 диковинных, почти не земных существ с фиолетовыми прожилками, красными ворсинками, леопардовой сердцевиной, розовым окаймлением и тому подобными интимными деталями. Конечно, оранжерея – это всего лишь метафора, ведь место действия – обычный двухэтажный дом за высоким забором. Но метафора неслучайная, ведь время действия – зима, географическое местоположение трудноопределимо, а дом на краю земли в центре снежной зимы с восемью непохожими друг на друга обитательницами – это уже оранжерея, заботливо собранная и спрятанная коллекция.Действующие лица фильма «8 женщин» опять же не женщины, действующие лица – цвета, типажи, разноцветные химические концентраты, равно опасные и для прямого контакта и для непродуманного смешивания и взаимодействия. Действующие лица – это чистые глубокие цвета: от робкого бледно-салатового цвета юности до сочного прожженно-красного цвета женской зрелости.
Действующие лица фильма «8 женщин» опять же не женщины, действующие лица – цвета, типажи, разноцветные химические концентраты, равно опасные и для прямого контакта и для непродуманного смешивания и взаимодействия. Действующие лица – это чистые глубокие цвета: от робкого бледно-салатового цвета юности до сочного прожженно-красного цвета женской зрелости.8 цветков постепенно раскрываются. 8 цветов постепенно, впитываясь в бумагу, проявляются во всей насыщенности. 8 характеров постепенно обретают определенность и очерченность. 8 судеб постепенно получают свои персональные тон и высоту: каждая героиня в какой-то момент фильма поет о себе песню, мелодичную и печальную, как тиканье каминных часов.
8 цветков постепенно раскрываются. 8 цветов постепенно, впитываясь в бумагу, проявляются во всей насыщенности. 8 характеров постепенно обретают определенность и очерченность. 8 судеб постепенно получают свои персональные тон и высоту: каждая героиня в какой-то момент фильма поет о себе песню, мелодичную и печальную, как тиканье каминных часов.Все 8 женщин давно знают друг друга, и на первый взгляд кажется, что им известно друг о друге все. Но также как микроскоп способен открыть в знакомом предмете целую галактику, так и неожиданное необъяснимое событие, требующее незамедлительной реакции, открывает в каждой из героинь невидимые ранее изгибы и преломления. Старая мать-калека оказывается притворщицей, только вернувшаяся в дом жизнерадостная дочь – беременной от собственного отца, проверенная служанка – картежницей и лесбиянкой. «Так не бывает», - скажут одни. «Это уже даже не смешно», - воскликнут другие. «Что за сценарий фантастической мелодрамы», - закричат третьи. Все это действительно так – не бывает, не смешно и фантастично, но мы же помним, что среда фильма – это цветочная оранжерея, созданная искусственно для любования и исследования. Правила сформулированы заранее, их игнорирование (например, ожидание от фильма экшна, спецэффектов, следования правилам догмы) ведут к раздражению и зрительскому недовольству. Но стоит их принять, и вы неминуемо получите наслаждение. Любуйтесь и исследуйте глубину чистых цветов и узор брызг красок.
Все 8 женщин давно знают друг друга, и на первый взгляд кажется, что им известно друг о друге все. Но также как микроскоп способен открыть в знакомом предмете целую галактику, так и неожиданное необъяснимое событие, требующее незамедлительной реакции, открывает в каждой из героинь невидимые ранее изгибы и преломления. Старая мать-калека оказывается притворщицей, только вернувшаяся в дом жизнерадостная дочь – беременной от собственного отца, проверенная служанка – картежницей и лесбиянкой. «Так не бывает», - скажут одни. «Это уже даже не смешно», - воскликнут другие. «Что за сценарий фантастической мелодрамы», - закричат третьи. Все это действительно так – не бывает, не смешно и фантастично, но мы же помним, что среда фильма – это цветочная оранжерея, созданная искусственно для любования и исследования. Правила сформулированы заранее, их игнорирование (например, ожидание от фильма экшна, спецэффектов, следования правилам догмы) ведут к раздражению и зрительскому недовольству. Но стоит их принять, и вы неминуемо получите наслаждение. Любуйтесь и исследуйте глубину чистых цветов и узор брызг красок.Кажется, я забыла сказать про сюжет. Но, поверьте мне, этот банальный детективный набор (что-то там про убийство и про поиск убийцы) не имеет ровно никакого значения, также как знание возраста и рода занятий гогеновских таитянок ну никак не влияет на восприятие соответствующих картин. Сила «8 женщин» не в сюжетной линии и не в самих женщинах-героинях. Его сила – в крупных мазках и мелких деталях, начерченных твердой рукой режиссера и выписанных нежными руками актрис.
Кажется, я забыла сказать про сюжет. Но, поверьте мне, этот банальный детективный набор (что-то там про убийство и про поиск убийцы) не имеет ровно никакого значения, также как знание возраста и рода занятий гогеновских таитянок ну никак не влияет на восприятие соответствующих картин. Сила «8 женщин» не в сюжетной линии и не в самих женщинах-героинях. Его сила – в крупных мазках и мелких деталях, начерченных твердой рукой режиссера и выписанных нежными руками актрис.