Чешская анимация — одна из самых интересных и самобытных. В ее истории не было долгих лет подражания диснеевскому стилю, как во многих других странах. Уникальный киноязык выработался здесь довольно рано, и уже очень скоро чешская анимация сама стала источником вдохновения для американских художников. В результате чехословацкие мастера — Иржи Трнка, Ян Шванкмайер и другие — определили не только облик национальной школы, но и многие особенности международного аниматографа второй половины ХХ века.
Чешская анимация — одна из самых интересных и самобытных. В ее истории не было долгих лет подражания диснеевскому стилю, как во многих других странах. Уникальный киноязык выработался здесь довольно рано, и уже очень скоро чешская анимация сама стала источником вдохновения для американских художников. В результате чехословацкие мастера — Иржи Трнка, Ян Шванкмайер и другие — определили не только облик национальной школы, но и многие особенности международного аниматографа второй половины ХХ века.Зарождение чешской анимационной традиции относится к середине 1940-х годов и связано в первую очередь с именем гениального кукольника Иржи Трнки. За 20 лет работы он снял невероятное количество лент, в которых постановщик демонстрирует свое умение изысканно сочетать трогательность с комизмом, искренность с едкой иронией, тонкий анализ чувств с очень прямолинейными и иногда даже грубоватыми формами рассказа об этих чувствах.
Зарождение чешской анимационной традиции относится к середине 1940-х годов и связано в первую очередь с именем гениального кукольника Иржи Трнки. За 20 лет работы он снял невероятное количество лент, в которых постановщик демонстрирует свое умение изысканно сочетать трогательность с комизмом, искренность с едкой иронией, тонкий анализ чувств с очень прямолинейными и иногда даже грубоватыми формами рассказа об этих чувствах.Масштаб деятельности Трнки таков, что сегодня западные исследователи иногда именуют чеха «восточным Диснеем», имея в виду, что он основал целый анимационный мир. Из этого мира — милого, иногда очень романтичного и трогательного, а порой крайне абсурдного и даже сюрреалистичного — и родился во всем своем великолепии чешский аниматограф.
Масштаб деятельности Трнки таков, что сегодня западные исследователи иногда именуют чеха «восточным Диснеем», имея в виду, что он основал целый анимационный мир. Из этого мира — милого, иногда очень романтичного и трогательного, а порой крайне абсурдного и даже сюрреалистичного — и родился во всем своем великолепии чешский аниматограф.
1. «Рука». Реж. Иржи Трнка, 1965, 18:00
1. «Рука». Реж. Иржи Трнка, 1965, 18:00 1. «Рука». Реж. Иржи Трнка, 1965, 18:00Слава пришла к Трнке с первых фильмов, однако сегодня визитной карточкой режиссера стала его самая последняя работа — «Рука», в отличие от большинства его картин сделанная по оригинальному сценарию и рассказывающая о том, как живется художнику в тоталитарном государстве. Эта притча принесла Трнке ошеломительную славу за рубежом и множество проблем на родине. Спустя четыре года судьба режиссера с печальной дословностью воспроизвела коллизию из фильма: всю жизнь сталкивавшийся с цензурными запретами мастер был препровожден своим государством в последний путь с огромными почестями… и на долгие годы фактически вычеркнут из национальной памяти.
Слава пришла к Трнке с первых фильмов, однако сегодня визитной карточкой режиссера стала его самая последняя работа — «Рука», в отличие от большинства его картин сделанная по оригинальному сценарию и рассказывающая о том, как живется художнику в тоталитарном государстве. Эта притча принесла Трнке ошеломительную славу за рубежом и множество проблем на родине. Спустя четыре года судьба режиссера с печальной дословностью воспроизвела коллизию из фильма: всю жизнь сталкивавшийся с цензурными запретами мастер был препровожден своим государством в последний путь с огромными почестями… и на долгие годы фактически вычеркнут из национальной памяти.
2. «Вифлеемская звезда». Реж. Гермина Тырлова, 1969, 10:00
2. «Вифлеемская звезда». Реж. Гермина Тырлова, 1969, 10:00 2. «Вифлеемская звезда». Реж. Гермина Тырлова, 1969, 10:00Одно из видных мест в ряду зачинателей чехословацкой мультипликации принадлежало Гермине Тырловой. Ее первые работы, комбинировавшие актеров и кукольную анимацию, сразу привлекли внимание своим лиризмом и волшебной, сказочной атмосферой. Однако истинную славу Тырловой принесли ленты 1960-х годов, когда она создала свой уникальный стиль «фильмов из подручных материалов». Она начала с использования шерсти и войлока, а в 1970-х работала с полурельефными куклами, сделанными из кружев, дерева и стекла.
Одно из видных мест в ряду зачинателей чехословацкой мультипликации принадлежало Гермине Тырловой. Ее первые работы, комбинировавшие актеров и кукольную анимацию, сразу привлекли внимание своим лиризмом и волшебной, сказочной атмосферой. Однако истинную славу Тырловой принесли ленты 1960-х годов, когда она создала свой уникальный стиль «фильмов из подручных материалов». Она начала с использования шерсти и войлока, а в 1970-х работала с полурельефными куклами, сделанными из кружев, дерева и стекла.
3. «Если». Реж. Бретислав Пояр, 1981, 09:00
3. «Если». Реж. Бретислав Пояр, 1981, 09:00 3. «Если». Реж. Бретислав Пояр, 1981, 09:00Имя Бретислава Пояра настолько прочно связывается с именем Иржи Трнки, что в некоторых случаях источники даже путаются в авторстве, приписывая один и тот же фильм то великому мастеру, то его младшему соратнику. Пояр присоединился к Трнке в самом конце 1940-х и помогал режиссеру вплоть до своего отъезда в Канаду в 1960-м. Как ученик мастера Пояр прославился в первую своими кукольными работами, однако имеются у него и рисованные фильмы. К их числу относится «Если» — картина, фантазирующая о том, что бы было, если бы люди перестали тратить деньги на оружие.
Имя Бретислава Пояра настолько прочно связывается с именем Иржи Трнки, что в некоторых случаях источники даже путаются в авторстве, приписывая один и тот же фильм то великому мастеру, то его младшему соратнику. Пояр присоединился к Трнке в самом конце 1940-х и помогал режиссеру вплоть до своего отъезда в Канаду в 1960-м. Как ученик мастера Пояр прославился в первую своими кукольными работами, однако имеются у него и рисованные фильмы. К их числу относится «Если» — картина, фантазирующая о том, что бы было, если бы люди перестали тратить деньги на оружие.
4. «Диск-жокей». Реж. Иржи Барта, 1980, 10:00
4. «Диск-жокей». Реж. Иржи Барта, 1980, 10:00 4. «Диск-жокей». Реж. Иржи Барта, 1980, 10:00В более молодом поколении чешских режиссеров одно из первых мест принадлежит Иржи Барте, который работает в смешанных техниках, используя и кукол, и рисунок, и перекладку, и барельефную анимацию, и анимацию объектов. Фильм «Диск-жокей» — одна из ранних лент режиссера.
В более молодом поколении чешских режиссеров одно из первых мест принадлежит Иржи Барте, который работает в смешанных техниках, используя и кукол, и рисунок, и перекладку, и барельефную анимацию, и анимацию объектов. Фильм «Диск-жокей» — одна из ранних лент режиссера.
5. «Шоу с туфлями». Реж. Гарик Секо, 1984, 11:00
5. «Шоу с туфлями». Реж. Гарик Секо, 1984, 11:00 5. «Шоу с туфлями». Реж. Гарик Секо, 1984, 11:00Гарик Секо дебютировал как режиссер в 1964 году, а до этого успел поучиться сразу у двух славных старших коллег — у Иржи Трнки и Гермины Тырловой. От первого он перенял необычайные навыки одушевителя, способного убедительно оживить любой предмет, а у второй — неожиданно использование фактуры материала. Свои первые фильмы Секо делает из камней, ниток, проволоки, а впоследствии занимается и одушевлением объектов, снимая картины про пуговицы или вот насыщенную историю про жизнь обуви.
Гарик Секо дебютировал как режиссер в 1964 году, а до этого успел поучиться сразу у двух славных старших коллег — у Иржи Трнки и Гермины Тырловой. От первого он перенял необычайные навыки одушевителя, способного убедительно оживить любой предмет, а у второй — неожиданно использование фактуры материала. Свои первые фильмы Секо делает из камней, ниток, проволоки, а впоследствии занимается и одушевлением объектов, снимая картины про пуговицы или вот насыщенную историю про жизнь обуви.
6. «Этюд из альбома». Реж. Михаэла Павлатова, 1987, 04:00
6. «Этюд из альбома». Реж. Михаэла Павлатова, 1987, 04:00 6. «Этюд из альбома». Реж. Михаэла Павлатова, 1987, 04:00Из чешских мастеров рисованного кино шире других прославилась Михаэла Павлатова, чей фильм «Слова, слова, слова» был номинирован в 1991 году на премию «Оскар». Ранняя работа — «Этюды из альбома», как и многие другие ленты Михаэлы, посвящена человеческим взаимоотношениям и тем трудностям, с которыми люди сталкиваются, пытаясь наладить диалог.
Из чешских мастеров рисованного кино шире других прославилась Михаэла Павлатова, чей фильм «Слова, слова, слова» был номинирован в 1991 году на премию «Оскар». Ранняя работа — «Этюды из альбома», как и многие другие ленты Михаэлы, посвящена человеческим взаимоотношениям и тем трудностям, с которыми люди сталкиваются, пытаясь наладить диалог.
7. «Головы». Реж. Петр Сис, 1979, 08:00
7. «Головы». Реж. Петр Сис, 1979, 08:00 7. «Головы». Реж. Петр Сис, 1979, 08:00Сис широко известен не только как режиссер, но и как иллюстратор, и как автор книг. Однако начинал он именно как создатель анимационных короткометражек, и первой из них, принесшей ему славу и «Золотого медведя» на Берлинском фестивале, была работа «Головы», сделанная в технике перекладки. Этот философский и артистичный фильм рассказывает о жизни человека, о том, как мы рождаемся, живем, влюбляемся и боремся за место под солнцем.
Сис широко известен не только как режиссер, но и как иллюстратор, и как автор книг. Однако начинал он именно как создатель анимационных короткометражек, и первой из них, принесшей ему славу и «Золотого медведя» на Берлинском фестивале, была работа «Головы», сделанная в технике перекладки. Этот философский и артистичный фильм рассказывает о жизни человека, о том, как мы рождаемся, живем, влюбляемся и боремся за место под солнцем.
8. «Возможности диалога». Реж. Ян Шванкмайер, 1982, 12:00
8. «Возможности диалога». Реж. Ян Шванкмайер, 1982, 12:00 8. «Возможности диалога». Реж. Ян Шванкмайер, 1982, 12:00Величайший авангардист, сюрреалист Шванкмайер не слишком-то любит, когда его киноискусство сводят к анимации. Он просто делает кино так, как удобнее и убедительнее. Но так уж получается, что зачастую он обращается именно к анимационным техникам. И не имеет себе равных. Работая с объемной анимацией, Шванкмайер может одушевить все что угодно, вплоть до кусков мяса. Его учениками и последователями называют себя Тим Бартон, Терри Гиллиам, братья Куэй и Шэйн Экер. Фильм «Возможности диалога», который дал также название данной программе, состоит из трех новелл, рассказывающих о том, к чему приводят попытки людей договориться между собой.
Величайший авангардист, сюрреалист Шванкмайер не слишком-то любит, когда его киноискусство сводят к анимации. Он просто делает кино так, как удобнее и убедительнее. Но так уж получается, что зачастую он обращается именно к анимационным техникам. И не имеет себе равных. Работая с объемной анимацией, Шванкмайер может одушевить все что угодно, вплоть до кусков мяса. Его учениками и последователями называют себя Тим Бартон, Терри Гиллиам, братья Куэй и Шэйн Экер. Фильм «Возможности диалога», который дал также название данной программе, состоит из трех новелл, рассказывающих о том, к чему приводят попытки людей договориться между собой.