Картина в театрализованной манере прослеживает жизненный путь Людвига Витгенштейна от рождения до самой смерти — детство, студенческие годы в Кембридже, где его наставником был Бертран Рассел и где начали формироваться идеи будущего философа, осознание своей гомосексуальности, пребывание на фронте во время Первой мировой войны, возвращение в Кембридж в статусе профессора.
Картина в театрализованной манере прослеживает жизненный путь Людвига Витгенштейна от рождения до самой смерти — детство, студенческие годы в Кембридже, где его наставником был Бертран Рассел и где начали формироваться идеи будущего философа, осознание своей гомосексуальности, пребывание на фронте во время Первой мировой войны, возвращение в Кембридж в статусе профессора.
Гомосексуальность Витгенштейна — не более чем фантазия режиссёра Дерека Джармена, принадлежавшего к сексуальным меньшинствам. Даже сам Джармен соглашался, что каких-либо убедительных оснований считать философа гомосексуалистом нет.
Гомосексуальность Витгенштейна — не более чем фантазия режиссёра Дерека Джармена, принадлежавшего к сексуальным меньшинствам. Даже сам Джармен соглашался, что каких-либо убедительных оснований считать философа гомосексуалистом нет. Гомосексуальность Витгенштейна — не более чем фантазия режиссёра Дерека Джармена, принадлежавшего к сексуальным меньшинствам. Даже сам Джармен соглашался, что каких-либо убедительных оснований считать философа гомосексуалистом нет.
Предпоследняя лента английского режиссёра Дерека Джармена, реализованная, как затем и «Блю», при содействии японского продюсера Такаси Акаи, является, на первый взгляд, кинобиографией австрийского философа Людвига фон Виттгенштейна, однако по своей сути — это типично автобиографическое произведение. Но в отличие от хаотичной, нервной, апокалиптической картины «Всё, что осталось от Англии» (1987) и чуть более уравновешенной, хотя и трагической притчи «Сад» (1990), «Виттгенштейн» удивительно сочетает типичный английский абсурдный юмор, постмодернистскую иронию и упорядоченный, декартовский взгляд на всё сущее.
Можно вспомнить о том, что впервые Джармен прославился как художник в лучшем фильме Кена Рассела «Дьяволы», где неистовость и сознательная кичевость манеры этого режиссёра разумно сдерживались в геометрически выверенных кадрах. Тоска Джармена по стилизованной античности («Себастьян») и «золотому веку», повторенному в период Возрождения и постренессансной эпохи («Буря», «Караваджо», «Эдвард II»), оборачивается в «Виттгенштейне» внезапным предсмертным умиротворением и героя-гомосексуалиста, и автора, который снимал данную ленту, будучи смертельно больным СПИДом. И он тоже мог бы услышать в свой адрес: «Вы страдаете крайней степенью моральной чистоты». Изгой умер как пророк и моралист.
1995 , Сергей Кудрявцев