«Игла», первый полнометражный фильм Рашида Нугманова, появился на волне перестроечного обновления в отечественном кинематографе.
В конце 80-х на экран вышло сразу несколько картин, посвященных неблагополучной молодежи. Среди этого потока выделялись фильмы о героях рок-н-ролла, которые оказывались все той же трудной молодежью. «Меня зовут Арлекино» и «Взломщик» — в общем-то об одном. Что касается Нугманова, то «роковой материал», он знал не понаслышке. Свой творческий путь он начал короткометражкой о музыкантах Ленинградского рок-клуба. В «Игле» главную роль играет теперь уже легендарный В. Цой. Так что фильм оказывается одновременно лентой о молодежных проблемах (наркотиках) и, в каком-то смысле, о герое рок-н-ролла. Последнем герое. Тем более, что Цой здесь полностью перевоплощается в своего лирического героя, в «нового романтика» из песен «Кино». Поэтому, звучащая в конце фильма «Группа крови» должна восприниматься как часть киноповествования, а не песня из нового альбома группы.
И если исполнитель чувствует себя в фильме довольно уютно, то у режиссера с кинематографом, кажется, непростые отношения. «Папино кино» (странный, возникший в этот период, термин) вырастило поколение кинематографистов, воспринимавшее опыт отцов лишь как часть пост-модернистской игры. Судя по «Игле», Нугманову гораздо легче «общаться» с культовым Годаром и его «На последнем дыхании», цитаты из которого разбросаны по фильму. С отечественным же кино-опытом дело обстоит похуже. Самой реальной фигурой киноистории для режиссера оказывается его учитель С. Соловьев.
Персонажи фильма тоже не ощущают связи поколений. Первое, что делает Моро (В. Цой), приехав в родной казахский город, это звонок из автомата. «Я в Москве», — сообщает любящий сын и направляется к бывшей подруге, у которой родителей «давно уже не было».
Моро вернулся для того, чтобы получить у знакомого по кличке Спартак, старый долг. Параллельно он встречается со старой подругой Диной. А она стала наркоманкой. На иглу ее «посадил» плохой доктор в исполнении Петра Мамонова. Моро решает задержаться в родном городе и спасти любимую девушку. Он увозит ее в пустыню, долго там лечит, кажется, что успешно. Но когда они возвращаются, Моро поджидает месть доктора. Он натравливает на ни о чем не подозревавшего Цоя банду своих клиентов. И героя выручает только совершенное владение восточными единоборствами. Изрядно потрепанным Моро возвращается к Диане и обнаруживает, что она принялась за старое.
Подавленный, он уходит. На темной аллее поджидают его бандиты. Прежде чем успевает что-то понять, раненый в живот Цой закуривает последнюю сигарету, с трудом поднимается со снега и бредет в глубь аллеи. Звучит «Группа крови». В истории чувствуются задатки , а присутствие Цоя даже провоцирует на романтический героизм. Но Нугманов оказывается слишком занят поиском новаторских путей в кинематографе, при этом обильно цитирует киноклассиков. Кроме Годара, можно в фильме разглядеть чуть-чуть Тарковского. Свернувшийся в осенней листве Спартак позой своей напоминает Сталкера. Но, как бы хорошо не знал кино Рашид Нугманов, фильм его остается холодным и схематичным. Привлекает только природная киногеничность исполнителя главной роли, его мрачноватый юмор.
«Игла», первый полнометражный фильм Рашида Нугманова, появился на волне перестроечного обновления в отечественном кинематографе.
«Игла», первый полнометражный фильм Рашида Нугманова, появился на волне перестроечного обновления в отечественном кинематографе.
В конце 80-х на экран вышло сразу несколько картин, посвященных неблагополучной молодежи. Среди этого потока выделялись фильмы о героях рок-н-ролла, которые оказывались все той же трудной молодежью. «Меня зовут Арлекино» и «Взломщик» — в общем-то об одном. Что касается Нугманова, то «роковой материал», он знал не понаслышке. Свой творческий путь он начал короткометражкой о музыкантах Ленинградского рок-клуба. В «Игле» главную роль играет теперь уже легендарный В. Цой. Так что фильм оказывается одновременно лентой о молодежных проблемах (наркотиках) и, в каком-то смысле, о герое рок-н-ролла. Последнем герое. Тем более, что Цой здесь полностью перевоплощается в своего лирического героя, в «нового романтика» из песен «Кино». Поэтому, звучащая в конце фильма «Группа крови» должна восприниматься как часть киноповествования, а не песня из нового альбома группы.
В конце 80-х на экран вышло сразу несколько картин, посвященных неблагополучной молодежи. Среди этого потока выделялись фильмы о героях рок-н-ролла, которые оказывались все той же трудной молодежью. «Меня зовут Арлекино» и «Взломщик» — в общем-то об одном. Что касается Нугманова, то «роковой материал», он знал не понаслышке. Свой творческий путь он начал короткометражкой о музыкантах Ленинградского рок-клуба. В «Игле» главную роль играет теперь уже легендарный В. Цой. Так что фильм оказывается одновременно лентой о молодежных проблемах (наркотиках) и, в каком-то смысле, о герое рок-н-ролла. Последнем герое. Тем более, что Цой здесь полностью перевоплощается в своего лирического героя, в «нового романтика» из песен «Кино». Поэтому, звучащая в конце фильма «Группа крови» должна восприниматься как часть киноповествования, а не песня из нового альбома группы.
И если исполнитель чувствует себя в фильме довольно уютно, то у режиссера с кинематографом, кажется, непростые отношения. «Папино кино» (странный, возникший в этот период, термин) вырастило поколение кинематографистов, воспринимавшее опыт отцов лишь как часть пост-модернистской игры. Судя по «Игле», Нугманову гораздо легче «общаться» с культовым Годаром и его «На последнем дыхании», цитаты из которого разбросаны по фильму. С отечественным же кино-опытом дело обстоит похуже. Самой реальной фигурой киноистории для режиссера оказывается его учитель С. Соловьев.
И если исполнитель чувствует себя в фильме довольно уютно, то у режиссера с кинематографом, кажется, непростые отношения. «Папино кино» (странный, возникший в этот период, термин) вырастило поколение кинематографистов, воспринимавшее опыт отцов лишь как часть пост-модернистской игры. Судя по «Игле», Нугманову гораздо легче «общаться» с культовым Годаром и его «На последнем дыхании», цитаты из которого разбросаны по фильму. С отечественным же кино-опытом дело обстоит похуже. Самой реальной фигурой киноистории для режиссера оказывается его учитель С. Соловьев.
Персонажи фильма тоже не ощущают связи поколений. Первое, что делает Моро (В. Цой), приехав в родной казахский город, это звонок из автомата. «Я в Москве», — сообщает любящий сын и направляется к бывшей подруге, у которой родителей «давно уже не было».
Персонажи фильма тоже не ощущают связи поколений. Первое, что делает Моро (В. Цой), приехав в родной казахский город, это звонок из автомата. «Я в Москве», — сообщает любящий сын и направляется к бывшей подруге, у которой родителей «давно уже не было».
Моро вернулся для того, чтобы получить у знакомого по кличке Спартак, старый долг. Параллельно он встречается со старой подругой Диной. А она стала наркоманкой. На иглу ее «посадил» плохой доктор в исполнении Петра Мамонова. Моро решает задержаться в родном городе и спасти любимую девушку. Он увозит ее в пустыню, долго там лечит, кажется, что успешно. Но когда они возвращаются, Моро поджидает месть доктора. Он натравливает на ни о чем не подозревавшего Цоя банду своих клиентов. И героя выручает только совершенное владение восточными единоборствами. Изрядно потрепанным Моро возвращается к Диане и обнаруживает, что она принялась за старое.
Моро вернулся для того, чтобы получить у знакомого по кличке Спартак, старый долг. Параллельно он встречается со старой подругой Диной. А она стала наркоманкой. На иглу ее «посадил» плохой доктор в исполнении Петра Мамонова. Моро решает задержаться в родном городе и спасти любимую девушку. Он увозит ее в пустыню, долго там лечит, кажется, что успешно. Но когда они возвращаются, Моро поджидает месть доктора. Он натравливает на ни о чем не подозревавшего Цоя банду своих клиентов. И героя выручает только совершенное владение восточными единоборствами. Изрядно потрепанным Моро возвращается к Диане и обнаруживает, что она принялась за старое.
Подавленный, он уходит. На темной аллее поджидают его бандиты. Прежде чем успевает что-то понять, раненый в живот Цой закуривает последнюю сигарету, с трудом поднимается со снега и бредет в глубь аллеи. Звучит «Группа крови». В истории чувствуются задатки , а присутствие Цоя даже провоцирует на романтический героизм. Но Нугманов оказывается слишком занят поиском новаторских путей в кинематографе, при этом обильно цитирует киноклассиков. Кроме Годара, можно в фильме разглядеть чуть-чуть Тарковского. Свернувшийся в осенней листве Спартак позой своей напоминает Сталкера. Но, как бы хорошо не знал кино Рашид Нугманов, фильм его остается холодным и схематичным. Привлекает только природная киногеничность исполнителя главной роли, его мрачноватый юмор.
Подавленный, он уходит. На темной аллее поджидают его бандиты. Прежде чем успевает что-то понять, раненый в живот Цой закуривает последнюю сигарету, с трудом поднимается со снега и бредет в глубь аллеи. Звучит «Группа крови». В истории чувствуются задатки , а присутствие Цоя даже провоцирует на романтический героизм. Но Нугманов оказывается слишком занят поиском новаторских путей в кинематографе, при этом обильно цитирует киноклассиков. Кроме Годара, можно в фильме разглядеть чуть-чуть Тарковского. Свернувшийся в осенней листве Спартак позой своей напоминает Сталкера. Но, как бы хорошо не знал кино Рашид Нугманов, фильм его остается холодным и схематичным. Привлекает только природная киногеничность исполнителя главной роли, его мрачноватый юмор.