Название упоительного фильма Киры Муратовой «Перемена участи», неожиданно снятого по новелле мудрого Сомерсета Моэма «Записка», казалось слишком уж многозначительным…
Во-первых, ранее Кира Муратова, утвердившая свою репутацию мастера сугубо кинематографической выразительности, работала исключительно на отечественном материале, сняв такие ленты, как «Наш честный хлеб», «Короткие встречи», «Долгие переводы», «Познавая белый свет», «Среди серых камней». Обращение постановщицы к экзотической новелле, действие которой разворачивается в середине 20-х годов в Сингапуре, казалось шокирующей метаморфозой.
Во-вторых, за истекшие годы в нашем отечестве произошли радикальные перемены, позволявшие надеяться, что и судьбе муратовских картин уготовлена весьма благоприятная участь. Впрочем, сама Муратова, надо отдать ей должное, на этот счет не обольщалась. Помню, как на премьере фильма в Доме кино публика, воодушевленная фильмом, напоминающим диковинный восточный ковер, создаваемый переплетением добра и зла, поспешила к Муратовой со своими восторгами. Но Кира Георгиевна, холодно отсекая то, что следовало бы назвать интерпретацией, говорила: «Вам понравилась картина? Вот и прекрасно…» А как мог не понравиться фильм, в котором подобно самородку сверкал дар Натальи Лебле, найденный, надо сказать, самой Муратовой.
Между прочим к моменту съемок ленты Лебле проживала далеко за пределами нашей страны, но придуманное Муратовой показалось ей невероятно заманчивым. Виртуозная изощренность этого фильма и сегодня кажется чудом. Разумеется, новелла Моэма о жене состоятельного плантатора Роберта КРОСБИ, обвиненной в убийстве друга семейства Джеффа Хэммонда, чреватая внезапными поворотами сюжета, - всего лишь каркас для блистательного и остроумного фильма.
Собственно говоря, об этой кинокартине можно было бы сказать, что действие её происходит «везде и нигде, всегда и никогда».
Иными словами, «Перемена участи» – притча - из самых талантливых и восхитительных притч, рожденных гением Киры Муратовой.
Название упоительного фильма Киры Муратовой «Перемена участи», неожиданно снятого по новелле мудрого Сомерсета Моэма «Записка», казалось слишком уж многозначительным…
Во-первых, ранее Кира Муратова, утвердившая свою репутацию мастера сугубо кинематографической выразительности, работала исключительно на отечественном материале, сняв такие ленты, как «Наш честный хлеб», «Короткие встречи», «Долгие переводы», «Познавая белый свет», «Среди серых камней». Обращение постановщицы к экзотической новелле, действие которой разворачивается в середине 20-х годов в Сингапуре, казалось шокирующей метаморфозой.
Во-вторых, за истекшие годы в нашем отечестве произошли радикальные перемены, позволявшие надеяться, что и судьбе муратовских картин уготовлена весьма благоприятная участь. Впрочем, сама Муратова, надо отдать ей должное, на этот счет не обольщалась. Помню, как на премьере фильма в Доме кино публика, воодушевленная фильмом, напоминающим диковинный восточный ковер, создаваемый переплетением добра и зла, поспешила к Муратовой со своими восторгами. Но Кира Георгиевна, холодно отсекая то, что следовало бы назвать интерпретацией, говорила: «Вам понравилась картина? Вот и прекрасно…» А как мог не понравиться фильм, в котором подобно самородку сверкал дар Натальи Лебле, найденный, надо сказать, самой Муратовой.
Между прочим к моменту съемок ленты Лебле проживала далеко за пределами нашей страны, но придуманное Муратовой показалось ей невероятно заманчивым. Виртуозная изощренность этого фильма и сегодня кажется чудом. Разумеется, новелла Моэма о жене состоятельного плантатора Роберта КРОСБИ, обвиненной в убийстве друга семейства Джеффа Хэммонда, чреватая внезапными поворотами сюжета, - всего лишь каркас для блистательного и остроумного фильма.
Собственно говоря, об этой кинокартине можно было бы сказать, что действие её происходит «везде и нигде, всегда и никогда».
Иными словами, «Перемена участи» – притча - из самых талантливых и восхитительных притч, рожденных гением Киры Муратовой.
Кира Георгиевна Муратова
Кира Георгиевна Муратова
Кира Георгиевна Муратова
режиссер
режиссер
режиссер
Родилась 5 ноября 1934 г. в Сороках, Молдавия. В 1952-1953 гг. училась на филологическом факультете МГУ. В 1959 г. окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская С. Герасимова, Т. Макаровой). С 1962 г. — режиссер-постановщик Одесской к/с.
Народная артистка Украинской ССР (1990).
Премия "Триумф" (1995).
Орден Ярослава Мудрого IV степени (2004).
Родилась 5 ноября 1934 г. в Сороках, Молдавия. В 1952-1953 гг. училась на филологическом факультете МГУ. В 1959 г. окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская С. Герасимова, Т. Макаровой). С 1962 г. — режиссер-постановщик Одесской к/с.
Народная артистка Украинской ССР (1990).
Премия "Триумф" (1995).
Орден Ярослава Мудрого IV степени (2004).