«Фильм «Одинокий голос человека» — первая полнометражная работа в игровом кино режиссера А. Сокурова, снятая в 1978 году и реконструированная в 1987 году на киностудии «Ленфильм» при содействии Союза кинематографистов.
«Фильм «Одинокий голос человека» — первая полнометражная работа в игровом кино режиссера А. Сокурова, снятая в 1978 году и реконструированная в 1987 году на киностудии «Ленфильм» при содействии Союза кинематографистов.В основе сюжета — мотивы произведений Андрея Платонова «Река Потудань» и «Происхождение мастера». История мучительного возвращения к жизни паренька Никиты, несущего в душе боль пройденной гражданской войны, подлинно человечная любовь к Любе, трудный путь двух молодых, глубоко нравственных и очень одиноких людей друг к другу… Не являясь экранизацией в традиционном смысле, фильм воссоздает духовную природу прозы А. Платонова».
В основе сюжета — мотивы произведений Андрея Платонова «Река Потудань» и «Происхождение мастера». История мучительного возвращения к жизни паренька Никиты, несущего в душе боль пройденной гражданской войны, подлинно человечная любовь к Любе, трудный путь двух молодых, глубоко нравственных и очень одиноких людей друг к другу… Не являясь экранизацией в традиционном смысле, фильм воссоздает духовную природу прозы А. Платонова».Татьяна Смородинская (из аннотации редактора фильма)
Татьяна Смородинская (из аннотации редактора фильма)
Лишь перестроечные годы и фестивальные награды «Одинокого голоса человека» восстановили официальный статус этого долгие годы запрещенного в СССР произведения. Картина стала сегодня киноклассикой, а в 1978 году, когда она и ее автор были легендой молодого советского кино, Сокурову не дали ею защищать диплом во ВГИКе. Полнометражный фильм, выдвинувший новаторские художественные решения, снят на скудные деньги, отведенные на студенческую трехчастевку. Что это будет девятичастный фильм, не подозревали даже соавторы режиссера — сценарист Юрий Арабов и оператор Сергей Юриздицкий — на этой картине возник их союз. Сокуров нашел кинематографический эквивалент прозе Андрея Платонова: этот писатель близок ему по мироощущению.
Лишь перестроечные годы и фестивальные награды «Одинокого голоса человека» восстановили официальный статус этого долгие годы запрещенного в СССР произведения. Картина стала сегодня киноклассикой, а в 1978 году, когда она и ее автор были легендой молодого советского кино, Сокурову не дали ею защищать диплом во ВГИКе. Полнометражный фильм, выдвинувший новаторские художественные решения, снят на скудные деньги, отведенные на студенческую трехчастевку. Что это будет девятичастный фильм, не подозревали даже соавторы режиссера — сценарист Юрий Арабов и оператор Сергей Юриздицкий — на этой картине возник их союз. Сокуров нашел кинематографический эквивалент прозе Андрея Платонова: этот писатель близок ему по мироощущению.Особая одухотворенность на экране неприкрашенных лиц никому не известных людей (конечно, непрофессионалов) и тревожных пейзажей скудной российской провинции — все это удивляло непривычной подлинностью почти документа и в то же время силой художественного обобщения. Молодой режиссер уже здесь подошел к главной теме своего будущего творчества — теме трагического разрыва между телом и духом, и в этом ощутил себя наследником русской литературной традиции. А в платоновской повести он увидел «историю «слабого сердца», для которого счастье оказалось «тяжким трудом» — так он записал тогда в своем дневнике. Механика насилия над природой и человеком показана режиссером через хронику безрадостных будней, выхолащивающих душу и тело. А любовь и продолжение жизни для его героев заветная, но недостижимая мечта…
Особая одухотворенность на экране неприкрашенных лиц никому не известных людей (конечно, непрофессионалов) и тревожных пейзажей скудной российской провинции — все это удивляло непривычной подлинностью почти документа и в то же время силой художественного обобщения. Молодой режиссер уже здесь подошел к главной теме своего будущего творчества — теме трагического разрыва между телом и духом, и в этом ощутил себя наследником русской литературной традиции. А в платоновской повести он увидел «историю «слабого сердца», для которого счастье оказалось «тяжким трудом» — так он записал тогда в своем дневнике. Механика насилия над природой и человеком показана режиссером через хронику безрадостных будней, выхолащивающих душу и тело. А любовь и продолжение жизни для его героев заветная, но недостижимая мечта…«Одинокий голос человека» посвящен Андрею Тарковскому, поддержавшему Сокурова морально в период борьбы за картину.
«Одинокий голос человека» посвящен Андрею Тарковскому, поддержавшему Сокурова морально в период борьбы за картину.Александра Тучинская
Александра Тучинская