"Ленты французского режиссера Эрика Ромера, создателя циклов «моральных историй», «комедий и поговорок» и «сказок времен года», с течением времени лишаются своего морального ригоризма, приобретают интонацию «комедий жизни», лукавых басен или вообще начинают напоминать современные сказки, поведанные умудренным киноволшебником. Фильм «Зеленый луч», удостоенный главной премии на фестивале в Венеции — пятый по счету в ромеровском киносериале «Комедии и поговорки», который режиссер снимал в 70-80-е годы.
Помимо ссылки на роман «Зеленый луч», стоящий особняком в творчестве Жюля Верна, Ромер использует в качестве эпиграфа строчку из Артюра Рембо: «Ах! Пусть придет время, когда сольются сердца», которая все-таки звучит иронически по отношению к истории молодой парижской секретарши Дельфины, желающей хорошо провести свой летний отпуск (в США, не мудрствуя лукаво, дали картине другое название — «Лето») и, по возможности, познакомиться с милым парнем. Душевно тонкая и ранимая девушка не хочет новых разочарований, как это произошло в ее отношениях с прежним другом. Дельфина не терпит случайных, кратковременных связей, необязательных чувств. Она тяготится одиночеством и мечтает найти свой идеал, но сама не знает, возможен ли он, и ничего не желает предпринимать, слепо веря в судьбу, которая однажды сможет одарить подобной встречей. Вот и зеленый луч не каждому суждено увидеть в краткое мгновение на закате — тот, кому несказанно повезет, становится словно ясновидцем и может прозревать истинность своих чувств и переживаний любимого человека.
Подобный сюжет мог бы стать основой для банальнейшего или претенциознейшего фильма, от которого, как говорится, даже скулы сводит. Но поэт и философ Эрик Ромер не устает изумлять своих поклонников (а их спектр не так уж узок — среди «фанатов его многоцветных кинорадуг» можно встретить и эстета Джона Джоста, и «криминального фикционера» Квентина Тарантино), творит с литературным изяществом, театральной импровизационностью, живописной отточенностью красок, музыкальной виртуозностью, кинематографической естественностью и в то же время изощренностью. Все элементарно и затейливо, сентиментально и пронизано высшей мудростью бытия, порождает веселое любопытство и заставляет почувствовать холодок от того, что становишься свидетелем немыслимых тайн Вечности. Красивый пейзаж, двое в предвечерней дымке, молчание в тот миг, когда зеленый луч прорезывает застывший мир, будто в библейский день творения.
Исполнение желаний, умиротворение сердец — «и неслыханнейший ужас охватит душу, когда ветром смят покой, и разум нам не служит»".
Сергей Кудрявцев
Сергей Кудрявцев Сергей Кудрявцев Сергей Кудрявцев