Пожалуй, самая любопытная работа британского художника и режиссера-авангардиста Дерека Джармана, смешавшего в этой ироничной биографии обитателя богемного квартала современного Лондона эстетику художника с дерзкой гомосексуальной чувственностью. Выстроив при помощи собственной фантазии жизнь итальянского живописца начала XVII века Караваджо (о нем почти ничего неизвестно), Джарман драматизирует потребность художника в покровительстве, его религиозную исступленность и сексуальность. Отметив, как Караваджо необычно сильно акцентирует внимание на изображении мускулов на теле Святого Иоанна, режиссер проводит сексуальную связь между художником (Найджел Терри) и натурщиком Рануччо Томасони (Шон Бин), уличным бродягой, служившим ему моделью. Любовница Рануччо (Тильда Суинтон) позировала Караваджо для изображения Марии Магдалины и Святой Девы на самых известных холстах художника. Хотя Джарман обрывает все повествовательные условности самыми очевидными анохронизмами — пишущие машинки, мотоциклы и т. п. — фильм следует самым старым клише голливудских биографий ("Жажда жизни", "Мулен Руж"): искусство есть нечто большее, чем просто передача личного жизненного опыта, чем жизнь, запечатленная на холсте. Процесс творчества неуловим, вдохновение мастера как озарение — то ускользает, то вновь посещает его.
Джарман, постоянный борец за права "голубых", умер от СПИДа в 1994 году в возрасте 52 лет, а его искусство, обычно не выходящее за рамки фестивальных просмотров, оказало большое влияние на музыкальное видео. ("Heart Shaped Box" группы "Нирвана", "Losing My Religion" группы "REM").
(М. Иванов)
(М. Иванов) (М. Иванов) (М. Иванов) (М. Иванов)