Ученица великого Висконти Лилиана Кавани руководствуется в кино хорошим принципом - неважно, что скажут о фильме критике - главное, чтоб он дошел до того, для кого снимался. Критики-то как раз и не приняли в 1974 году главный фильм Кавани - "Ночной портье", который принес ей заслуженную славу классика мирового кинематографа. Но уже четверть века фильм продолжает пленять, тревожить, мучить тех, кто раз и навсегда усвоил - истинное чувство не знает ни границ, ни национальностей, не признает категории времени и условностей общественной жизни.
Критиков шокировал сюжет "Ночного портье", который на самом-то деле прекрасен, неординарен и очень правдив, несмотря на кажущуюся сказочность посылов и невероятность совпадений. Жизнь к счастью или к несчастью преподносит такие сюрпризы и сюжеты, что литература и кинематограф могут только идти покурить. Итак, бывший эсесовский офицер Макс ( в титрах - Максимилиан Тео Альтдорфер), служивший врачом в концлагере, после войны избежал правосудия и устроился служить ночным портье в одной венской гостинице. Прошло 12 лет и ничто, кажется, уже не может повредить ему. Благо, бывшие соратники по корпусу "СС" не оставляют его своими заботами. У них есть такое правило - каждого из бывших "своих" нужно "отмыть" окончательно путем некоего "суда", в ходе которого должны быть выяснены для дальнейшего устранения все возможные свидетели преступлений имярека. Макс - последний в списке "судящихся". У него за кормой все чисто аж до того дня когда в гостинице нежданно-негаданно появляется бывшая заключенная лагеря, с которой у Макса в те времена был странный роман жертвы и палача.
"Ночной портье" по манере - типичный фильм-нуар. Буквально все в нем - люди, здания, вещи, дела, мысли, взгляды, жесты и чувства тонут во мраке, стыдливо или испуганно прячутся в тени, чтобы как можно ярче высветлить преступную, обреченную, гибельную для Макса и Лючии любовь. Двенадцать лет ничего не изменили. Страсть горит еще ярче. Их, конечно же, не отпустит прошлое, но оно же их и сплавит еще крепче. Их не простит общество - им наплевать. Им не дадут жить бывшие эсесовцы - умирать, так вдвоем...
В фильме немало просто потрясающих сцен. Все они безрадостны и безыскусны, горьки и пронзительно правдивы. Черно-белый полудокументальный ряд воспоминаний о лагере, Лючия на цепи в квартире Макса, смерть на мосту: она в белом плаще, он в черной, вызывающе красивой эсесовской форме. "Ночной портье" - кинолента о любви, купленной ценой страданий и ценой жизней искупившей свою греховность...
Олег Измайлов
Олег Измайлов