По одноименной повести Чингиза Айтматова.
Действие картины, снятой в черно-белом изображении, происходит в первые годы Советской власти в Киргизии. Из города в горный аул по путевке комсомола приезжает вчерашний красноармеец, учитель Дойшен. Он собирается построить школу. Жители смеются над ним, утверждая, что школа их детям не нужна, так как баранов можно пасти без и грамоты. Пылкий и вдохновенный фанатизм сталкивается с многовековым укладом...
«Мир «Первого учителя» складывался из умножения миров Чингиза Айтматова, Акиры Куросавы и поэта Павла Васильева.(…) В сравнении с айтматовской лирической прозой температура экранного «Первого учителя» превышена на много градусов. Меня вело желание снять раскаленную реальность». (А.С.Кончаловский, «Возвышающий обман», М., 1999)
«Мир «Первого учителя» складывался из умножения миров Чингиза Айтматова, Акиры Куросавы и поэта Павла Васильева.(…) В сравнении с айтматовской лирической прозой температура экранного «Первого учителя» превышена на много градусов. Меня вело желание снять раскаленную реальность». (А.С.Кончаловский, «Возвышающий обман», М., 1999) «Мир «Первого учителя» складывался из умножения миров Чингиза Айтматова, Акиры Куросавы и поэта Павла Васильева.(…) В сравнении с айтматовской лирической прозой температура экранного «Первого учителя» превышена на много градусов. Меня вело желание снять раскаленную реальность». (А.С.Кончаловский, «Возвышающий обман», М., 1999)
«Я сел в самолет, летящий в Киргизию. Салон был забит людьми, говорившими на незнакомом гортанном языке, от них почти пахло баранами. "Господи, куда я еду?" Меня пронзил тихий ужас. Я боялся снять пальто. Да стоило ли и раздеваться? Сейчас немного посижу, а потом сойду. Но с самолета не сходят.
Думалось: "Неужели же настанет день, когда я повезу в Москву 25 километров снятой пленки?" "Первый учитель" был моим первым полнометражным фильмом. Я уезжал за границу, но тогда никто не спрашивал меня: "Ты вернешься?"