КИНОДИВЫ. Загадочные, талантливые, прекрасные, великие...Звезды кинематографа. Женщины, ставшие легендами.
КИНОДИВЫ. Загадочные, талантливые, прекрасные, великие...Звезды кинематографа. Женщины, ставшие легендами. КИНОДИВЫ. Загадочные, талантливые, прекрасные, великие...Звезды кинематографа. Женщины, ставшие легендами. КИНОДИВЫ. Загадочные, талантливые, прекрасные, великие...Звезды кинематографа. Женщины, ставшие легендами.
Проститутка Кабирия, работающая в одном из самых дешевых районов Рима, как и все её подруги вульгарна, грязна, драчлива, остра на язык. Но вопреки своей древней и циничной профессии, она по-детски наивна и добра, с маниакальным упорством надеется найти мужчину своей мечты и стать честной женщиной.
Её сердце жаждет любви, но мир жесток…
Статья:
Статья: Статья:
Как и лента «Мошенничество», созданная двумя годами ранее, фильм «Ночи Кабирии», можно сказать, принадлежит уже к так называемому «розовому неореализму», который в середине 50-х годов пришёл на смену классическому итальянскому неореализму. Однако это определение всё-таки несправедливо по отношению к такому великому мастеру кино, как Федерико Феллини, который, подобно Лукино Висконти («Белые ночи»), Пьетро Джерми («Машинист») или Витторио Де Сике («Крыша»), всего лишь более мелодраматично и с несколько сентиментальной мечтой о том, что всё будет хорошо, несмотря на пережитые испытания, стал смотреть на экономически стабилизировавшееся общество спустя лишь десятилетие после войны и социальных катаклизмов первых мирных лет.
Казалось бы, какая связь между личной судьбой излишне доверчивой римской проститутки Кабирии и общественной ситуацией в Италии в период наступившего «экономического чуда», когда нищета и обездоленность большинства людей в стране как-то отступили на второй план, особенно на фоне прогрессирующего обогащения некоторой части населения. И внешне видимый мир тогда начал ощутимо меняться, приобретая формы типичного «общества потребления», которое тот же Феллини не без сатирического заострения смог живописать в своей следующей работе «Сладкая жизнь». В этом смысле наивное стремление Кабирии тоже приобщиться ко всем благам цивилизации и зажить преуспевающей жизнью действительно отвечает потребностям времени, когда люди желали поскорее забыть о прежней неустроенности и занять более престижное место в социальной иерархии.
Но весьма знаменательно, что надеющаяся обрести иной жизненный статус публичная женщина подвергается обидным обманам как со стороны расчётливого бухгалтера и неуверенного мужчины Оскара Д’Онофрио, так и вполне бескорыстного, вместе с тем словно витающего в облаках знаменитого киноактёра Альберто Лаццари. Мотив выдуманности и фальшивости мира «киношных грёз», который был заявлен Феллини ещё в «Белом шейхе», тут отыгрывается в иной тональности, будучи противопоставленным идее «нового прагматизма». Кабирия с равным неуспехом не может найти своего счастья ни в земном материальном благополучии, ни в осуществлении несбыточных иллюзий почти в поднебесной сфере, где якобы обитают кинематографические кумиры. Чудо не случается в обоих случаях — и брошенная проститутка опять остаётся ни с чем, жалкая и осмеянная, неспособная сдержать горьких слёз оттого, что вновь оказалась несчастной и никому не нужной.
И вот именно в этот момент, когда Кабирия в финале бредёт по дороге, а мимо проносится бурная, весёлая, безмятежная и жизнерадостная ватага молодых парней и девушек, которые даже позволяют себе немножко подтрунивать над плачущей женщиной, происходит удивительное преображение — в дело вступает великая тайна искусства. Кабирия вдруг начинает улыбаться сквозь слёзы — и вместе с поразительно прекрасным, пусть и внешне незатейливым мотивчиком, который придумал композитор Нино Рота, это производит ошеломляющее эмоциональное впечатление, словно идеально понятый и представленный катарсис из греческих трагедий.
Может быть, самая простая и народная (но вовсе не простонародная) лента Федерико Феллини освящается светом высокой поэзии чувств, говоря об искреннем очищении души и давая возможность зрителям для собственного душевного облагораживания — хотя бы на несколько минут совместного переживания с героиней, чья проясняющаяся на заплаканном лице улыбка, наверное, относится к одной из непостижимых загадок творческого пересоздания реальности. И тайна неунывающего духа обычной римской проститутки в изумительном исполнении Джульетты Мазины вполне сопоставима с неуловимостью усмешки довольно знатной флорентийки из эпохи Ренессанса, воспетой Леонардо да Винчи. Можно сказать, что «улыбка Кабирии» стала почти таким же знаковым образом искусства, как и «улыбка Джоконды».
Сергей Кудрявцев