Действие картины происходит в древней Японии. В лесу изнасилована женщина, а ее муж убит. Есть четыре точки зрения - у каждого из четырех свидетелей - своя.
Каждая проливает дополнительный свет на случившееся, добавляя дополнительные детали к случившемуся. Однако какая же версия является истинной, если каждая претендует быть наиболее правдивой?
Публикации фильме:
Публикации фильме: Публикации фильме:
«Расемон» - знаменитый фильм Акиры Куросавы, снятый по произведению Рюносуке Акутагавы «В чаще». Япония, 11 век. Под развалинами каменных ворот Расемон, укрывшись от дождя, коротают время три человека. Один из них - лесоруб, начинает рассказывать историю, которая потрясла его до глубины души...
В лесной чаще был убит самурай Такехиро, а его жена Масаго изнасилована. Преступник, в исполнении Тоширо Мифуне, был схвачен незамедлительно. Он даже дал показания и признал свою вину. Казалось бы, все ясно, но показания, оставшейся в живых жены самурая говорят об обратном. Рассказанная ею история, совсем непохожа на ту, что поведал бандит, неизменными остались лишь факты: жена изнасилована, муж мертв. Где же истина? Кто из них говорит правду, а кто лжет?
В этой запутанной истории будут еще два свидетеля (один из них даже привнесет немного мистики в сюжет фильма), но и у них будет своя правда, отличающаяся от остальных версий. Именно об этом и снимал свой фильм Акира Куросава – о том, что в мире людей единой истины не существует и у каждого она своя. Но это не единственное, что исследует в своей картине мастер. Ему интересен не только сам факт отсутствия единой правды-истины, но и причины, заставляющие людей, искажать историю в свою пользу. Бесчестность, эгоизм, попытки выгородить себя и выставить в лучшем свете – вот что движет людьми с самого начала времен, вот что убивает веру в человечество.
Думаю, говорить о каких-то технических характеристиках фильма не стоит, ибо картина аж 1950 года и довольно таки устарела. Да и главное в этом фильме не в картинке и монтаже, а в потрясающем сценарии и в той сути, которую закладывает в него Куросава. Актерская игра хоть и выглядит довольно театрально, что, в общем-то, было распространено тогда в кинематографе, тем не менее, радует глаз, хотя несколько моментов, как мне кажется, были исполнены излишне эмоционально.
«Расемон» - великолепный по своей конструкции фильм, наполненный смыслом и дающий почву для размышлений. Ведь наверняка каждый из нас хоть раз в жизни рассказывал какую-либо историю, немного искажая или преувеличивая свое значение в ней. Так зачем мы это делаем? Может быть не стоит? Ведь именно тогда мир станет хоть немного лучше...
Михалыч
Михалыч Михалыч
'Расемон ' - мой первый фильм Акиры Куровавы.
Фильм рассказывает об убийстве и о четырех точках зрения на это событие. Свидетели преступления говорят каждый свою версию событий, и сюжет 'Расемона ' таким образом построен как чередование версий свидетелей.
Один из свидетелей - священник - от лица, которого мы и узнаем о произошедшем, заявляет, что 'случившееся совсем подорвало его веру в человека '. Ведь не может быть 4 противоречащих друг другу версий, а значит прав только один из четырех, а остальные трое лгут. Каждый выгораживает сам себя, каждый думает только о собственном благе - вот что поразило священника.
'Расемон ' по-своему, очень особенный фильм. Камера выхватывает монументальные планы (будь то неизменная панорама за спинами застывших свидетелей с четким делением на берег, море и небо, или же ворота, люди-изваяния и дождь вокруг). У Куросавы вся природа, окружающая человека, монументальна. И от этого создается ощущение вечности происходящего, которое только усиливается от некоторой театральности действий актеров, и от музыки, не исчезающей ни разу за все время фильма.
В 'Расемоне ' так много заложено в философском плане, что попросту не знаешь, за какую идею ухватиться первой. Ведь прежде всего это фильм об Японии японского режиссера, фильм, который многое может рассказать об этой культуре. Само убийство происходит потому, что одному разбойнику приглянулась жена проезжавшего мимо человека. Разбойник обманом заводит его в лесную чащу и привязывает к дереву, а потом приводит туда жену. И что же говорит эта женщина, видя, что муж ее связан, а сама она должна достаться другому мужчине? 'Тот, кто убьет другого, тому я и буду принадлежать '. Или вот еще, очень характерная фраза: 'Женщина любит только того, кто завоевывает ее '.
Кульминацией фильма, на мой взгляд, является момент, когда неожиданно выясняется, что и священник, осуждавший других свидетелей за их выгораживание самих себя, не безгрешен. Он украл дорогой кинжал у убитого и промолчал об этом. Куросава словно возвращает нас к началу фильма, к подорванной вере в человека. 'Мне стыдно, я сам себя не могу понять ', - говорит священник о своем поступке.
'Вот и весь фильм, - подумалось мне, - Заколдованный круг, из которого нет выхода '. Но выход есть, и 'Расемон ' оставил у меня светлые эмоции, возможно, именно своим финалом.
Брошенный ребенок, которого находят герои, и заботу о котором берет на себя священник - вот 'искупление ' по Куросаве. Финал открытый, но оставляющий веру в человека. Спасибо вам, Акира Куросава, за то, что я по-прежнему могу верить в людей.
Jemma-Jim
Jemma-Jim Jemma-Jim