Судьбоносная встреча Николая Константиновича Черкасова с гениальным режиссером С.М.Эйзенштейном на съемочной площадке помогла ему реализовать свой огромный творческий потенциал в ролях полководца-победителя Александра Невского и царя Ивана IV Грозного. Многие поколения зрителей не представляют себе этих персонажей отдельно от образов, созданных Н.К.Черкасовым. Именно Черкасов устами своего героя - князя Александра Невского - навсегда определил политику России по отношению к внешним захватчикам: "А если кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля!"
Судьбоносная встреча Николая Константиновича Черкасова с гениальным режиссером С.М.Эйзенштейном на съемочной площадке помогла ему реализовать свой огромный творческий потенциал в ролях полководца-победителя Александра Невского и царя Ивана IV Грозного. Многие поколения зрителей не представляют себе этих персонажей отдельно от образов, созданных Н.К.Черкасовым. Именно Черкасов устами своего героя - князя Александра Невского - навсегда определил политику России по отношению к внешним захватчикам: "А если кто с мечом к нам войдет - от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет русская земля!"«Судьба сложилась так, что "Александр Невский" стал единственным фильмом Сергея Эйзенштейна, вышедшем в прокат в 30-е годы. Опора на актерский типаж, "вертикальный монтаж" и "монтаж аттракционов", свойственные немому кинематографу Эйзенштейна, уступили здесь место откровенной киноопере, в которой, правда, не было арий, но зато мощно звучала музыка Сергея Прокофьева. При этом исполнитель роли князя Александра Невского Николай Черкасов считал, что Эйзенштейн хотел поставить картину "военно-оборонную по содержанию, героическую по духу, партийную по направлению и эпическую по стилю" /Черкасов Н.К.Записки советского актера. М.,1953.С.124/. Не случайно фильм воспринимался в те годы, как намек на грядущее военное столкновение с Германией, которой надлежало дать достойный отпор... Однако ни костюмная театральность, ни условность фактуры /в силу производственной необходимости многие зимние сцены картины пришлось снимать летом/ не помешали Сергею Эйзенштейну развернуть на экране впечатляющие батальные сцены. Особенно эффектно было снято знаменитое побоище на Чудском озере , унесшее под коварный лед тяжеловесных псов-рыцарей... А знаменитая фраза Невского: "Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет" в 40-е годы превратилась в боевой лозунг отечественной пропаганды...»
«Судьба сложилась так, что "Александр Невский" стал единственным фильмом Сергея Эйзенштейна, вышедшем в прокат в 30-е годы. Опора на актерский типаж, "вертикальный монтаж" и "монтаж аттракционов", свойственные немому кинематографу Эйзенштейна, уступили здесь место откровенной киноопере, в которой, правда, не было арий, но зато мощно звучала музыка Сергея Прокофьева. При этом исполнитель роли князя Александра Невского Николай Черкасов считал, что Эйзенштейн хотел поставить картину "военно-оборонную по содержанию, героическую по духу, партийную по направлению и эпическую по стилю" /Черкасов Н.К.Записки советского актера. М.,1953.С.124/. Не случайно фильм воспринимался в те годы, как намек на грядущее военное столкновение с Германией, которой надлежало дать достойный отпор... Однако ни костюмная театральность, ни условность фактуры /в силу производственной необходимости многие зимние сцены картины пришлось снимать летом/ не помешали Сергею Эйзенштейну развернуть на экране впечатляющие батальные сцены. Особенно эффектно было снято знаменитое побоище на Чудском озере , унесшее под коварный лед тяжеловесных псов-рыцарей... А знаменитая фраза Невского: "Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет" в 40-е годы превратилась в боевой лозунг отечественной пропаганды...»Александр Федоров
Александр Федоров Александр Федоров Александр Федоров