"Строгий юноша"
Фильм начинается с женщины, что весьма значимо. Женщина и вода в первых кадрах фильма: Венера, рождающаяся из пены. Фильм наполнен античными мотивами и аллюзиями: античные статуи; виды спорта, пришедшие из античности; классическая красота женщин и мужчин.
Как уживётся Женщина с новым режимом? С новой моралью, освобождённой от «буржуазных» предрассудков? Какое место отводится женщине и любви, которую она олицетворяет в третьем комплексе ГТО главного героя Гриши Фокина? Ведь женщина – это естественное начало, чуждое морали.
Кадры лестницы, данные также в начале фильма, ведущей вверх, в дом, словно противопоставлены Потёмкинской лестнице Эйзенштейна, ведущей вниз, к войне, к революции, к разрушению дома. И лев у Роома – мирный, лежащий, охраняющий дом.
Барочные завитки решётки отделяют два пространства – пространство дома доктора Степанова и его нахлебника, «старое» пространство и пространство за решёткой – пространство Гриши Фокина, «новое» пространство.
Решётка сада – ещё и «барьер», который отделяет Гришу Фокина от Маши (как и третий комплекс ГТО), который Гриша «преодолевает» в своём сне – он не только появляется без спроса на балу, но и целует Машу.
В «старом» мире – коньяк, роскошь, сигары, фраки, обеды и приёмы.
А в «новом» - третий комплекс ГТО, спорт по античным образцам, юность и высокие порывы.
Характерно также, что Маша и Гриша в фильме носят в основном белое, а Цитронов – чёрное. Но Цитронов выступает не только как «чёрное» прошлое и «черное» начало в каждом человеке (лесть, хвастовство - то, чего должны быть лишены новые люди), но он и человек, который говорит правду – он своего рода шут при короле - нахлебник при докторе Степанове - муже Маши.
Но не всё так однозначно.
Старый мир не однозначно плох и непригоден, новый – не однозначно хорош и самодостаточен.
Гениев «старого» мира (таких, как доктор Степанов) нужно пропустить, взять с собой в новый, и поставить перед ними новые социалистические задачи. Перед медициной – ни больше, ни меньше - «воскрешение» людей.
В этом фильме вообще показаны все стороны новой советской жизни – передовая наука, спорт, театр и быт. Не показано только производство – но мы знаем, что Гриша работает и учится на инженера.
Муж Маши - доктор Степанов не может запретить ей встречаться с Гришей, возможно, из-за слабости характера, но мы понимаем, что запретить что-либо «новой» женщине, каковой и является Маша, невозможно.
Маша не только античная богиня (образ Маши статуарен и неслучайно Доктор Степанов смотрит на статую, а в следующем кадре мы видим фото Маши), но и современная эмансипированная, просвещённая женщина – она водит автомобиль, разбирается в моторе, помогает своему мужу в работе и способна отличить Бруно Вебера от Вальтера Вебера – это идеальный образ современной советской женщины – свободной и независимой даже в замужестве.
В фильме затрагиваются и обсуждаются фундаментальные философские этические и эстетические понятия: красота, мораль, неравенство, «уравниловка», гениальность, счастье, любовь, социализм, власть и т.д. – всё это злободневные темы дня, которые волнуют новое человечество.
Понятие «красота» рассматривается в диалектическом ключе: если к человеку приходит человек и говорит: «Я люблю тебя», то он становится красивым.
Обсуждение третьего комплекса ГТО происходит после спортивных тренировок, напоминающих олимпийские состязания и демонстрирующих красоту физическую. Таким образом, провозглашается античный принцип: в здоровом теле – здоровый дух, что и должен воспитывать 3 комплекс ГТО - комплекс моральных качеств:
-ясность цели
- настойчивость
- твёрдость характера
-гуманность
-скромность
-искренность
-великодушие
-сентиментальность
-жестокое отношение к эгоизму
-целомудрие
Сама мизансцена весьма статична и похожа на «Тайную вечерю» и вместе с тем на обсуждение в академии Платона. Т.о., вместе с мотивом воскрешения людей научным способом фильм апробирует «новую» религию и новую идеологию.
Если в старом мире было провозглашено благом подавление желаний, то новый мир провозглашает новый постулат: всеобщее счастье. «Нужно, чтобы все желания исполнялись», «нельзя подавлять желания, от этого человек становится несчастным».
Но у этой теории есть слабое место – ответственность за совершённые поступки. И первый, кто это замечает – Гриша Фокин.
Осмыслению подвергается и понятие «социализм», путём несложных рассуждений Цитронов приводит героев к парадоксальному выводу: «социализм – это неравенство». Это провозглашает Цитронов, иезуитски истолковывая слова Гриши Фокина о том, что таких людей, как доктор Степанов мало, а таких, как он, Гриша, много. И что равенства между ними не может быть.
Гриша соглашается, что одинакового отношения к ним не может быть. Гриша говорит, что «уравниловки» быть не должно.
Унижения, которое испытывает Гриша в ту минуту, когда Цитронов называет его «сереньким», не может избежать новый мир – молодёжь должна склонять голову перед гениями старого мира. Ему нужны его достижения, в первую очередь, науки и культуры.
Но в то же время, подобное поведение Цитронова – «подчёркивателя неравенства» - упрёк старому миру – невозможно всё время подобострастно склонять голову и терпеть несправедливость – это проблема всех молодых просвещённых людей, начиная с Чацкого: «служить бы рад, прислуживаться тошно».
Дискобол в гневе восклицает: «это неверие в наши умы, силы, культуру. Как он смеет? Его надо убить».
И Гриша хватает своего друга за руку, когда тот уже собрался набить Цитронову морду.
А это уже упрёк методам борьбы с несогласными, даже, если они неправы. Важно переубедить. Доказать правоту словом и делом, но никак не насилием. Максимум, что позволит себе Олеша – это закидать Цитронова пирожными во сне Гриши Фокина.
Задача Цитронова раздразнить молодёжь – подчеркнуть: то, что доступно таким, как доктор Степанов, недоступно таким, как Гриша Фокин. Есть некое пространство за решёткой – пространство новой советской элиты, куда запрещён вход простым смертным. Упрёк новой советской власти.
Закрытое, неприступное пространство сада доктора Степанова приобретает черты рая на земле – во сне Гриши Фокина там растут небывалые цветы гигантских размеров.
Т.о., кажется, что Олеша постоянно балансирует на некой грани – то он преклоняется перед старым миром (новый мир не может отказаться и не должен от его научных и культурных достижений), но тогда новый мир должен мириться с такими явлениями как Цитронов. Новый мир - это действительно идеал, без старого он статуарен, статичен, безжизнен. Старый мир – это тот психологизм (Цитронов – единственный «психологический» герой, он «объясняет» нам психологию доктора Степанова.
Олеша вновь (как и в «Зависти») задаётся вопросом, что же делать с такими низменными чувствами, как зависть, ревность, тщеславие и т.д. Ведь иногда именно эти чувства и делают человека человеком. Слишком «положительный» Гриша Фокин – безжизнен. Просто Гриша Фокин борется с хорошим комсомольцем Гришей Фокиным за любовь Маши. Комсомольские качества не позволяют ему прийти к Маше. Но во сне, когда он слышит её голос – он тут же просыпается.
Олеша берёт самое красивое чувство из «запрещённого» набора – несчастную любовь. Она противоречит и теории «неподавления желаний» и даже третьему комплексу ГТО, комплексу моральных правил. Ведь Гриша не в состоянии разлюбить Машу, потому что она жена другого человека. Более того, он и не собирается отказываться от неё.
Маша очень часто повторяет фразы по три раза.
На вечере во сне Гриши Фокина она три раза переспрашивает: «что?», когда музыкой, которая исходит от неё, она перебивает игру на рояле.
Тогда же происходит воспевание Маши, воспевание красоты и самоценности человека и Женщины. Поклонение Женщине, как поклонение античной богине Венере.
Её тело – музыка, её движения – музыка, её поцелуй – музыка.
Фильм наполнен эротикой, но в высоком понимании – в воспевании физической красоты, которая неотделима от красоты душевной.
Интересно, что этого явления – явления новой Венеры, нового Идеала не понимают доктор Степанов и его окружение, они поклоняются старому искусству, которое ставит человека в положение своего слуги. В новом мире искусство должно воспевать человека. В центре мироздания оказывается человек, который поклоняется Женщине. И в преклонении Гриши перед Машей – античный культ поклонения Венере.
Новое бесклассовое общество отвергает «власть человека над человеком», но «влияние прекрасного ума – это прекрасная власть» - так Олеша провозглашает законность власти «зодчих» социализма – как высших умов и лучших людей.
С собой в бесклассовое общество берёт Олеша и несчастную любовь. Более того, Олеша провозглашает «человечность», гуманизм. Но гуманизм – это не только спасти человеку жизнь, как делает это доктор Степанов. Человеку дано обрести свою человечность только тогда, когда он радуется и страдает. И доктор Степанов понимает это, несмотря на то, что он человек старой формации (и мыслит координатами старого мира – предлагает почитать Гамсуна, спрашивает ранг мужа спасённой им комсомолки «по-старому», держит при себе нахлебника и т.д.).
После того, как ему зачитывают «манифест» Гриши Фокина с эпиграфом из Маркса, доктор Степанов понимает, что новый мир не отказывается от «старых» идеалов, что он берёт всё лучшее.
Несчастная любовь останется всегда. Несчастная любовь делает человечным и Гришу, и доктора Степанова.
Но опровергает ли Гриша Фокин свиданием с Машей свои идеалы, свой третий комплекс ГТО? Опровергает. И утверждает человечность. Которая едина во все времена.
Красавина Анна (администратор Кинотеатра им. А.С. Пушкина)
Красавина Анна (администратор Кинотеатра им. А.С. Пушкина) Красавина Анна (администратор Кинотеатра им. А.С. Пушкина)