Картина состоит из 4 частей, действие которых разворачивается в Америке начала ХХ века, Иудее времен Иисуса, Халдее времен Валтасара и во Франции 24 августа 1572 года (день святого Варфоломея), перемежаясь кадрами с женщиной, укачивающей младенца. Миром, однако, правит не "рука, что качает колыбель", а нетерпимость. Один из главных фильмов мирового кинематографа. "Отец кино" Дэвид Уорк Гриффит снял "Нетерпимость" в попытке реабилитироваться за свой откровенно расистский шедевр "Рождение нации". Увы, если "Рождение нации" стала самой прибыльной картиной немого периода, то "Нетерпимость" - самой дорогой. Америке начала века была ближе расовая нетерпимость "Рождения нации", нежели гуманистический пафос "Нетерпимости". По замыслу автора, все четыре истории – заговор священников против царя Валтасара, распятие фарисеями Христа, резня католиками гугенотов и вражда между рабочими и фабрикантом, приведшая к вынесению смертного приговора невиновному – должны были раскрывать многообразие проявлений нетерпимости. Однако такое обобщение было слишком сложным для зрителя тех лет. В результате картина потерпела катастрофический провал в прокате (притом, что Рождение нации несколько десятилетий оставалось самым прибыльным в истории фильмом), и содержавшиеся в ней художественные достоинства и оригинальные кинематографические идеи не были оценены сразу. Между тем, фильм, по сути дела, знаменовал собой поворот в истории развития киноязыка. Переход от формирования смысла произведения через посредство содержания рассказанной в нем истории (в силу чего основными элементами киноязыка были те, которые обеспечивали повествовательные возможности) к формированию смысла с помощью изображения – как внутри кадров, так и между ними (в монтаже). В Нетерпимости были ростки обеих изобразительных структур – по глубине и емкости художественной организации кадра она заметно превосходит фильмы того времени. А попытка создать обобщающий смысл с помощью монтажа событий, не связанных между собой причинно-следственными связями, предвосхищает монтажные поиски второй половины 1920-х.
Картина состоит из 4 частей, действие которых разворачивается в Америке начала ХХ века, Иудее времен Иисуса, Халдее времен Валтасара и во Франции 24 августа 1572 года (день святого Варфоломея), перемежаясь кадрами с женщиной, укачивающей младенца. Миром, однако, правит не "рука, что качает колыбель", а нетерпимость. Один из главных фильмов мирового кинематографа. "Отец кино" Дэвид Уорк Гриффит снял "Нетерпимость" в попытке реабилитироваться за свой откровенно расистский шедевр "Рождение нации". Увы, если "Рождение нации" стала самой прибыльной картиной немого периода, то "Нетерпимость" - самой дорогой. Америке начала века была ближе расовая нетерпимость "Рождения нации", нежели гуманистический пафос "Нетерпимости". По замыслу автора, все четыре истории – заговор священников против царя Валтасара, распятие фарисеями Христа, резня католиками гугенотов и вражда между рабочими и фабрикантом, приведшая к вынесению смертного приговора невиновному – должны были раскрывать многообразие проявлений нетерпимости. Однако такое обобщение было слишком сложным для зрителя тех лет. В результате картина потерпела катастрофический провал в прокате (притом, что Рождение нации несколько десятилетий оставалось самым прибыльным в истории фильмом), и содержавшиеся в ней художественные достоинства и оригинальные кинематографические идеи не были оценены сразу. Между тем, фильм, по сути дела, знаменовал собой поворот в истории развития киноязыка. Переход от формирования смысла произведения через посредство содержания рассказанной в нем истории (в силу чего основными элементами киноязыка были те, которые обеспечивали повествовательные возможности) к формированию смысла с помощью изображения – как внутри кадров, так и между ними (в монтаже). В Нетерпимости были ростки обеих изобразительных структур – по глубине и емкости художественной организации кадра она заметно превосходит фильмы того времени. А попытка создать обобщающий смысл с помощью монтажа событий, не связанных между собой причинно-следственными связями, предвосхищает монтажные поиски второй половины 1920-х.